«Иннопром 2022». Белорусский E321 “Olgerd” – качество “княжеского” масштаба (часть 2)
В продолжении разговора о прошедшей недавно выставке “ИННОПРОМ. Центральная Азия”, теперь подошла очередь обзора на новый электробус E321 из серии “OLGERD” от белорусского BKM Holding, ранее известного как Белкоммунмаш, который является ведущим производителем наземного городского электрического транспорта и осуществляет свою деятельность с 1973 года.
Ташкент уже не первый раз встречает продукцию от данного производителя, в сентябре 2019 года в Ташкенте проходили трехмесячные тесты модели E420 серии “VITOVT”. Посмотрим, что- же белорусский производитель на этот раз продемонстрирует Ташкенту, пусть и только в формате выставки.
E321 "OLGERD". Внешний вид
Буквально с первого взгляда, этот светло-голубой 12-ти метровый красавец покоряет своим современным, стильным, лаконичным и немного “строгим” внешним видом. И, вместе с тем, если передняя маска, в купе с прекрасно подобранным окрасом, отличается особым изяществом, то задняя выглядит какой-то немного тяжеловесной, или, говоря простым языком – как “бронезад”. И это, пожалуй, единственная “ложка дегтя”, касательно внешнего вида автобуса.
E321 "OLGERD". Внешний вид. Вид сзади
E321 "OLGERD". Внешний вид
Салон E321 “OLGERD” это как прекрасное дополнение к его внешнему виду. Вообще, это тот редкий случай, когда внешнее и внутреннее составляющие прекрасны и дополняют друг друга.
Компоновка кресел практически по всему салону 2+2, плюс две большие накопительные площадки в середине салона в которых можно разместить две инвалидные или детские коляски. В такой конфигурации салон рассчитан на перевозку 30 сидячих, 86 стоящих пассажиров и, двух колясок, соответственно.
Салон. Вид назад
В данном экземпляре очень хорошо подобрана и проработала общая цветовая схема салона, которая носит, некий такой пастельный и успокаивающий характер. Понятное дело, что цвета могут меняться по желанию заказчика, но в данном случае эта схема одна из наиболее гармоничных, которая оставляет очень приятные общие впечатления и создает ощущение внутреннего комфорта.
Салон. Вид вперед
Кресла широкие, эргономичные и выполнены в супер антивандальном исполнении, что в данном случае является их главным минусом для пассажира, так как они довольно жесткие и при продолжительной поездке в таком кресле будет возникать определенный дискомфорт. А для эксплуатации же это наоборот – плюс, так как испортить их практически невозможно и они очень легко моются.
К оформлению самих кресел также подошли несколько творчески и на спинке каждого кресла, которое находится ближе к проходу, сделана специальная пластиковая вставка с эмблемой производителя, а в передней части салона, там где располагаются места для приоритетной категории пассажиров, на этих вставках дополнительно имеется специальный рисунок, обозначающий эти самые места.
Места для приоритетной категории пассажиров
Салон имеет прекрасную естественную вентиляцию в виде широких раздвижных форточек, при этом сами стекла имеют легкую тонировку, что создает дополнительную солнце отражающую защиту, плюс ко всему этому, в салоне имеется кондиционер, хотя сейчас без него уже никуда, он является чуть ли не базовой опцией для любого современного пассажирского салона.
Накопительная площадка
Как уже было указано выше, салон имеет двойную накопительную площадку, что, по заверению производителя, соответствует последним стандартам, действующим на территории Европейского союза. Также, напротив накопительной площадки, слева от средней двери, имеется специальное место, куда может пристроиться пассажир со своим четвероногим питомцем.
Характерную особенность, которую доводилось встречать только у продукции БКМ – это наличие в салоне аварийного выхода в полу, который в данном случае находится в накопительной площадке. Кстати, а вот чего в салоне не наблюдалось из аварийно-спасательной атрибутики, которую зачастую пассажиры любят разбирать на сувениры, так это специальных молоточков для разбивания окон и использования их в качестве аварийного выхода в случае аварии.
Аварийный выход
Очень удачной, в плане компоновки, получилась задняя площадка, которая также может играть роль накопительной. Благодаря тому, что все электрооборудование было вынесено в отдельный задний отсек, здесь нет никаких подиумов и она является полностью низкопольной. Здесь же сверху отсека электрооборудования располагается единственный мультимедийный центр развлечения для пассажиров – небольшой монитор.
Задняя площадка
В салоне имеются сдвоенные USB-зарядки для мобильных устройств, обнаружить которые, кстати, удалось далеко не сразу (за исключением тех, которые в накопительной площадке) и расположение которых вызывает большие сомнения в плане удобства их использования. Дело в том, что расположены они под сдвоенными креслами прямо между ними и то не под каждой парой и, соответственно, прямой удобный визуальный доступ к ним ограничен. А кто имеет дело с компьютерной техникой прекрасно знает, что без прямого визуального контакта воткнуть правильно шнур в разъем USB довольно проблематично, более того при неправильном его вставлении и большом желании, его можно и вовсе повредить и вывести из строя. Соответственно, в данном случае чтобы “встать на зарядку”, надо как-то исхитрится нагнутся, визуально определить как правильно подключить шнур и после этого, желательно не потревожив соседа по креслу, подключить устройство для зарядка.
Хитро запрятанные USB зарядки
Ну, и завершая общий обзор по салону, не могу не упомянуть о качестве сборки. В целом, она на достаточном высоком уровне, но у данного экземпляра при входе в салоне с передней двери, сразу бросается в глаза щель на потолке, образованная вышедшей из крепления облицовочной панелью, что является хорошей такой ложечкой дёгтя, которая “режет” глаз. В остальном, всё очень замечательно.
И в завершении, традиционно, несколько слов о кабине водителя.
К сожалению, попасть в кабину водителя не удалось, чтобы изучать ее более детально, так как она была закрыта и не было того, кто бы мог ее открыть, а поизучать там было чего… Вот это минусы последнего дня выставок, когда представители обычно уже куда-то отлынивают и найти их проблематично, чтобы что-то спросить или о чем-то попросить.
Полностью изолированная от пассажирского салона, кабина водителя
Так вот, поскольку кабина полностью изолирована и была заперта, изучать ее пришлось удаленно, через стекло.
Приборная панель управления очень необычная и состоит из трех дисплеев (тачскрины), при этом кнопок управления системами электробуса абсолютный минимум, из них справа две кнопки одновременного открытия и закрытия всех дверей салона и четыре кнопки справой стороны панели, две из которых для принудительного изменения клиренса и уровня наклона кузова на остановках. Причем кнопки открытия и закрытия дверей продублированы на рулевом колесе, что очень и очень удобно, так как не надо никуда тянуться. Там же на руле располагаются и другие кнопки с наиболее используемыми функциями. И на этом всё… Управление всеми остальными системами электробуса, надо полагать, происходит посредством сенсорных панелей. Вот собственно, и всё, что удаленно удалось разглядеть и понять о водительской рабочей панели.
Приборная панель (По качеству, через стекло, как-то так)
Ну, вот пожалуй и всё.
В целом и внешне и внутренне E321 «Ольгерд» оставляет только самые приятные и положительные впечатления. Конечно, очень хотелось бы поездить на нем, чтобы получше ознакомиться с его ходовыми характеристиками и понять, насколько он хорош в эксплуатации, но увы, не в этот раз. Остается только надеяться, что когда-нибудь, он к нам приедет на тесты, а может и сразу для полноценной эксплуатации с пассажирами, сделав Ташкент еще более комфортным, развитым и дружелюбным в плане общественного транспорта.
По поводу кабины – учитывая огромное количество “друзей” у наших водятелов (редких из них можно назвать водителем), вангую – двери НИКОГДА закрываться даже наполовину НЕ будут, “друзья” будут туда набиваться хуже, чем сельди в бочку, это будет “отдельно, специально для водятелов” построенная курилка, которую прокоптят моментально. Каково от этого будет пассажирам, тем более – астматикам – водятлу будет абсолютно безразлично. Если приобретут, так и будет. А так – как пассажир, скажу – ДОЛЖНА быть если не замечательная, то очень хорошая машина. Белорусы умеют делать хорошие вещи.