История развития гражданской авиации в Узбекистане

Калейдоскоп наиболее важных исторических событий

12 мая 1924 года на самолете «Юнкерс Р-13» выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Ташкент – Пишпек — Алма-Ата. Дата, которая ознаменовала собой начало развития гражданской авиации в Узбекистане.  
12 ноября 1924 года открыты мастерские по ремонту авиатехники. Из оборудования в то время в них было: два верстака, два станка и медницкий цех.
1927 год. Открыта первая международная воздушная линия Ташкент-Кабул.
1929 год. Авиапромышленность Советского Союза полностью перешла на производство отечественных самолетов. В Узбекистане самолеты иностранных марок были заменены отечественными ПС-9, ПС-40, По-2 (У-2).
8 августа 1930 года впервые воздушный мост связал Москву с Ташкентом. Первый рейс Москва-Ташкент-Москва был осуществлен на самолете К-4, созданном харьковскими конструкторами.  
1932 год. Образовано Среднеазиатское управление гражданской авиации, которое на многие годы стало одним из лучших в системе «Аэрофлота» СССР. В этом же году началось строительство ташкентского аэропорта.
Осень 1941 года. Из города Химки Московской области был эвакуирован авиационный завод, который был размещен на бывших площадях завода №243 ГВФ, Полиграфкомбината, деревообделочных мастерских Чирчикстроя. Уже пустя всего два месяца после эвакуации был восстановлен выпуск модернизированных самолетов Ли-2 для военной авиации. Так началась история авиапредприятия, которое последсвии станет именоваться Ташкентским авиационным производственным объединением имени В. П. Чкалова (ТАПОиЧ)
1941-1945 годы. 2 500 авиаторов из Узбекистана сражались на фронтах во время Второй мировой войны.
1945 год. Пилот из Узбекистана Абдусамад Тайметов в составе экипажа самолета Ли-2 (командир — А.И. Семенков) 9 мая 1945 года доставил в Москву из поверженного Берлина акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, Знамя Победы, трофейные стяги и штандарты.  
В 1946 году в ходе государ­ственных испытаний на новом самолете Ил-12 был совершен беспосадочный полет Москва — Ташкент дальностью 2820 км. А в 1947 году самолет поступил на обслуживание в Узбекистан.
18 апреля 1956 состоялся полет первого в Узбекистане вертолета Ми-4.
В 1957 году на линии Москва-Ташкент-Москва начал эксплуатироваться реактивный самолет Ту-104. Этому предшествовало кардинальное переоснащение службы радиолокации и связи. В Ташкент поступили новые системы посадки РСП-4. Затем появился обзорный локатор «Ромашка», в полной мере соответствующий принципу УВД: «вижу, слышу, руковожу».  
В 1958 году аэропорт «Ташкент» получил статус международного аэропорта I класса.
В 1960 году в парк Управления гражданской авиации Узбекистана поступил и начал эксплуатироваться самолет Ил-18.  
В 1964 году в Узбекистане на региональных рейсах началась эксплуатация самолета Ан-24, которая продолжалась до 2010 года.  
1967 год. Осваиваются самолеты Як-40, Ту-134. Столица Узбекистана связывается прямым воздушным сообщением с Ленинградом, Новосибирском, Свердловском, Челябинском, Симферополем, городами Прибалтики, Кавказа и Дальнего Востока.
6 февраля 1970 года. В районе Самарканда потерпел катастрофу Ил-18В компании Аэрофлот, в результате чего погибли 92 человека.
20 сентября 1972 года сверхзвуковой самолет Ту-144 совершил свой первый рейс по маршруту Москва-Ташкент-Москва. Крейсерская скорость воздушного лайнера достигала 2 500 км в час. Расстояние от Москвы до Ташкента он преодолевал за 1 час 50 минут.  
5 мая 1973 год. Ташкентское авиастроительное объединение имени Чкалова выпустило первый суперлайнер Ил-76 с рекордной для того времени грузоподъемностью — более 40 тонн.
В 1974 году в Узбекистане началась эксплуатация самолета Ил-62. Ремонт и обслуживание которых доверили специалистам завода №243 ГА. Эксплуатация этого типа самолета продолжалась до 2005.  
В 1976 году в Ташкенте принят в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс. В областных центрах Узбекистана начато строительство новых аэропортов и комплексов
В 1977 году был осуществлен перелет из Куйбышева в Ташкент первого в Узбекистане самолета Ту-154, эксплуатация которых продолжалась в Узбекистане вплоть до 2010 года.

Свой последний и прощальный рейс Ту-154 Национальной авиакомпании Узбекистон Хаво Йуллари совершил по маршруту Ташкент-Нукус-Ташкент 31 декабря 2010 года.

 
26 декабря 1982 года аэропорт «Ташкент» впервые принял широкофюзеляжный лайнер-гигант Ил-86, вмещавший 350 пассажиров. Вторыми после москвичей ташкентцы начали его наземное обслуживание. Эксплуатация самолета продолжалась вплоть до 2006 года.  
10 июля 1985 года. Произошла крупнейшая по числу погибших авиакатастрофа самолета Ту-154 Узбекского УГА, который выполнял регулярный рейс по маршруту Карши—Уфа—Ленинград. Через 46 минут после вылета из Карши, набрав высоту 11 600 метров, самолёт потерял скорость, свалился в плоский штопор и рухнул на землю вблизи аула Кокпатас в 68 километрах северо-восточнее Учкудука. Погибли все двести человек, находившиеся на борту.
28 января 1992 года указом Президента Республики Узбекистан создана Национальная авиакомпания «Узбекистон Хаво Йуллари» и в этом же году Национальная Авиакомпания под кодом HY (Havo Yo’llari) выполнила первый международный рейс в Лондон на самолете Ил-62.
16 июня 1993 года в парке национальной авиакомпании появился первый самолет западного производства А310, приобретенный в финансовый лизинг.  
В 1995 году Узбекисто на Хаво Йуллари выполнила свой первый рейс через Атлантический океан.
В 1996 году на заводе в Сиэтле собран первый Боинг-767 для Национальной авиакомпании Узбекистана.  
В 1997 году на базе авиаремонтного завода создан Центр по техническому обслуживанию западной техники.
В 1999 году Национальная авиакомпания получила первый Боинг 757.
В 2002 году Ташкентский авиаремонтный завод преобразован в авиационное предприятие «Uzbekistan Airways Technics».
В 2003 году Национальная авиакомпания начала эксплуатацию модифицированного самолета отечественного производства Ил-114-100.  
13 января 2004 года. В Ташкенте произошла катастрофа с участием самолета Як-40, который  выполнял внутренний пассажирский рейс из Термеза, но при посадке в Ташкенте приземлился за пределами взлётно-посадочной полосы, после чего врезался в строения и разрушился, при этом погибли 37 человек. Эта авиационная катастрофа стала крупнейшей в Узбекистане с 1991 года.
2007-2008 гг. Подписаны контракты с авиационно- космической корпорацией Boeing и консорциумом Airbus на поставку двух самолетов Боинг-787 «Dreamliner», четырех самолетов Боинг-767 и десяти самолетов А320-200
В 2008 году начата реализация проекта по созданию на базе аэропорта «Навои» Международного центра логистики.
В 2009 году Национальная авиакомпания Узбекистана начала проходить необходимые процедуры для вступления в глобальный альянс ведущих мировых авиаперевозчиков — «SkyTeam».
15 июля 2010 года Национальная авиакомпания получила первый среднемагистральный лайнер Airbus А320.  
31 октября 2011 года.  В международном аэропорту Бухары введен в эксплуатацию новый терминал.
Осень 2012 года. Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова прекращает свое существование. Чуть позже в этом же году оно будет переименовано в АО «Ташкентский механический завод».  
Май 2013 года. В аэропорту Ташкента открылся новый терминал местных линий «Ташкент-3».

ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова» (ТАПОиЧ) передало Национальной авиакомпании Республики Узбекистан «Узбекистон Хаво Йуллари» заключительный шестой турбовинтовой пассажирский самолет Ил-114-100 по контракту 2007 г.

22 мая 2014 года В международном аэропорту «Ургенч» открыт новый пассажирский терминал, который начал действовать в старом здании аэровокзала.
31 августа 2016 года в Ташкент прибыл первый Boeing-787 Dreamliner.  Первый рейс совершил 05.09.2016 по маршруту Ташкент-Бухара-Ургенч-Ташкент  
05 сентября 2016 года Boeing-787 Dreamliner национальной авиакомпании совершил первый пассажирский рейс по маршруту Ташкент-Бухара-Ургенч-Ташкент
05 ноября 2016 года в Ташкент прибыл второй Boeing-787 Dreamliner.  Первый рейс совершил 23.11.2016 по маршруту Ташкент-Дубай-Ташкент
Продолжение следует…

Список использованной литературы и источников:

Журнал для пассажиров Uzbekistan Airways №2 от 2009 года.

Сайты посвященные авиации:

http://russianplanes.net

http://aviaforum.ru

http://aviadejavu.ru

Авиафотогалерея: http://planespotters.net

Энциклопедия: https://ru.wikipedia.org

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *