BYD – конструктор желаний
Build Your Dreams («Построй свои мечты») – именно такой весьма вызывающий и амбициозный слоган у китайской компании BYD Motors, чей электробус уже второй месяц проходит испытания на улицах нашего города, на маршруте №51. И уже давно настало время познакомиться поближе с этим китайским стилягой.
BYD K9UB – модель полностью низкопольного электробуса, с которой нам сегодня предстоит знакомство, а вместе с тем разобраться и понять, что из себя представляет этот “конструктор желаний”. И так поехали!
Традиционно, начнем с экстерьера. И тут нужно отдать должное китайцам, вопреки своим “традициям” делать нелепый и сомнительный дизайн, в данном случае, они подошли к нему творчески, в следствии чего электробус по внешнему виду получился очень необычным, симпатичным, привлекательным и отчасти даже каким-то футуристическим. Слегка выгнутая передняя светлая маска, не обремененная излишними деталями декора, с черной вставкой на уровне, аскетичных передних фонарей (нетипично для “китайцев”) прекрасно сочетается с весьма удачным дизайнерским решением в виде волнистых фальшбортов на крыше, которые успешно скрывают аккумуляторный горб и прочее электрообрудование и при этом придают законченный вид в плане дизайна, как передней так и задней части электробуса.
Заводской окрас автобуса черно-белый, но, если не ошибаюсь, уже здесь его обклеили темно-зеленой наклейкой с белыми надписями и рисунком, сообщающих о весьма туманных перспективах, что в будущем данная модель будет выпускаться на SamAuto. В целом, наклейка не портит дизайн, автобуса, но и красоты ему особой не придает, учитывая тот факт, что она сама по себе не очень качественная.
Одной из особенностью конкретно этого экземпляра является отсутствие внешних зеркал. Их функцию выполняют внешние видеокамеры, которые подключены к мониторам, расположенным в кабине водителя. Эстетически эта инновация возможно и оправдана, но в плане удобства и безопасности могут быть проблемы, в случае если вдруг какая-то из камер откажет, но благо возможность установки обычных зеркал также предусмотрена.
Не знаю как так получилось, но почему-то вышла “промашка” с боковым и задним указателями маршрута – их просто нет и единственная, предусмотренная заводом изготовителем возможность получить информацию о маршруте – передний электронный указатель маршрута на оранжевых светодиодах. В условиях же Ташкента, для удобства пассажиров, сбоку на корпусе появилась бумажка с номером маршрута приклеенная на скотч, что естественно вносит общую дисгармонию в дизайн автобуса.
Далее переходим к самому интересному и вместе с тем неоднозначному… к салону.
Салон, как и было упомянуто выше, полностью низкопольный, (ну, почти) трехдверный, причем передняя дверь имеет поворотно-сдвижные створки дверей, а вторая и третья прислонно-сдвижные (планетарные) створки, что является несколько не типичным для городского автобуса, где, обычно для унификации и удобства обслуживания все двери делают однотипными.
Створки второй и третьей дверей полностью стеклянные, однако при этом на основании самих створок не предусмотрено поручней, которые бы по мимо своего основного функционала, могли бы выполнять функцию сдерживающего барьера, не позволяя при переполненном салоне оказывать сильное давление на само стекло, дабы его не выдавить. Это, кстати, очень критично для ташкентских реалий, где в пик салон может чрезмерно заполняться и соответственно, при этом стекла таких створок будут подвергаться сильному давлению со стороны пассажиров в салоне.
Кстати, дверной механизм практически бесшумный, и при этом отсутствует звуковая сигнализация предупреждающая пассажиров о закрытии дверей. Поэтому может возникнуть ситуация, когда пассажир, который внезапно решит покинуть салон задержавшегося на остановке автобуса или наоборот в последний момент зайти в него, столкнется с тем, что двери внезапно и без предупреждения начнут закрываться и могут зажать его.
Салон имеет 21 посадочное место, это включая два откидывающихся кресла в средней накопительной площадке и при этом способен вместить 55 стоячих пассажиров. Ну, опять же в ташкентских реалиях помещается значительно больше.
В передней части салона на колесных арках, уже можно сказать традиционно, расположились кресла в виде “полторушек”. Минус их в том, что они вроде как ни туда ни сюда: для одного места более чем достаточно, а двоим уже тесно, хотя обычно принято считать, что это места для пассажиров с детьми, которые могут вполне удобно расположиться на них. Плюс в том, что они закрывают всю площадь колесной арки и при этом широким остается передний проход между самими арками, чего не будет, если спереди установить два полноценных кресла. Споры о том, что лучше в данном месте – устанавливать “полторушку” или два полноценных кресла идут до сих пор, но я лично за широкий проход и “полторушки”. Здесь же, между сиденьями на арках, сделали небольшие полочки на которые можно положить небольшую ручную кладь.
Далее, также в передней части салона до накопительной площадки, кресла располагаются по схеме 1+2, часть из которых выделена желтым цветом, что означает, то что они предназначены для особой категории пассажиров. Правда, в данном случае, в отличии от Yutong E12 LF, здесь категория особых пассажиров включается в себя, судя по наклейке, только престарелых людей.
Пока не “прошли” прошли дальше в салон, хотелось бы отметить весьма странное и неудобное расположение вертикальных поручней в передней левой части салона. Такое расположение было бы уместным, в случае, если бы тут стояли двойные кресла, а в данном случае, такое расположение что в плане эстетики, что в плане своих функциональных возможностей весьма сомнительно. В плане эстетики выглядят, словно шест на подиуме в каком-нибудь баре, выбиваясь из общей концепции дизайна салона и, занимая при этом, полезную площадь самого салона. А в плане своих функциональных возможностей, то в случае когда салон будет заполнен, пассажиры которые будут находиться ближе к окну и развернуты к нему лицом, не смогут нормально за него держаться, так как он будет находиться за ними. И тут либо разворачиваться лицом в салон (что не всем всегда и хочется) чтобы за него ухватиться, либо заводить руку несколько за спину, что, тоже крайне неудобно.
Ну и раз уж зашла речь про поручни… приятно, что BYD идут в ногу со временем и установили хромированные, которые приятные на вид и приятные в обхвате. Несмотря на их немногочисленность, недостатка в них не испытываешь и расположены они ровно там, где уместны, ну, вот за исключением, тех двух “шестов”, о которых шла речь выше.
В передней и средний площадках для дополнительного удобства низкорослых пассажиров на горизонтальном поручне предусмотрены прорезиненные ремешки. Расположены статично, т.е. перемещать их по поручню нельзя.
Накопительная площадка. Оба очень большая и просторная, кстати за счет этого, число посадочных мест очень не многочисленно, говоря другими словами – салон получился “скотовозным”.
Здесь же располагаются два откидных сидения, на случай, если салон не полный, но все посадочные места заняты, а посидеть хочется. О минусах наличия в накопителе откидных сидений уже говорилось неоднократно ранее: у нас даже в пик на них могут умудриться засесть, тем самым сократив функциональные возможности накопительной площадки в плане вместимости.
За накопительной площадкой в средней и задней части салона кресла расположены уже на подиумах и по вполне классической схеме 2+2. Но кстати, говоря, подиумы умеренной высоты и поэтому взобраться на сиденья не составляет особого труда. Шаг между креслами в данной части салона очень широкий, а вот сами кресла… сами кресла выполнены не просто в антивандальном, а супер антивандальном исполнении – они полностью пластиковые. По ширине и эргономике они вполне удобные, но тем не менее голый пластик имеет ряд существенных минусов. Так например, на данный момент, когда за бортом не очень тепло, на них холодно сидеть, так как салонное отопление их не прогревает и “согревать” их приходится, кхм… собой, что в общем-то тоже не всегда удается сделать, в результате чего поездка становится куда менее комфортной и приятной. Кстати, согласно наблюдениям, пассажиры, которые не в первый раз попадают в BYD в холодную погоду, не спешат занять свободное место, так как уже знают, что сидеть на нем будет холодно и предпочитают постоять.
Ну, и второй минус в том, что они довольно скользкие и, допустим, в том же плаще из синтетики сидеть в таком кресле кресле будет еще менее уютнее и комфортнее, так как во время езды возникает эффект соскальзывания с кресла. Да и вообще кресла из голого пластика без матерчатых вставок в 21 веке это признак дурного тона, который очень сильно портит общие впечатления от салона.
Салон со слегка затонированными стеклами оснащен кондиционером, при этом имеет не очень широкие откидные форточки, от которых, в условиях Ташкента толку будет мало, так как такая конструкция не обеспечивает нормальный уровень вентиляции. Плюсом у данных форточек является то, что они они запирающиеся и соответственно, при работающем кондиционере их уже не откроешь, если они закрыты на ключ. Минус – непонятная концепция реализации самой форточки как таковой, при которой сам форточка оказалась меньше по размену оконной ниши в которой она располагается. Снаружи это незаметно, а внутри эта асимметрия очень сильно бросается в глаза и, опять же, сказывается на общих впечатлениях от салона в плане дизайна. Не понятно, что мешало сделать полноценную форточку по размеру ниши? Остается предполагать, что возможно, какие-то конструктивные особенности кузова, которые не позволили сделать нормальные по размеру форточки.
Какие-либо дополнительные приятные бонусы для пассажиров в виде USB-зарядок, мультимедийной системы или видеомониторов, здесь, увы не предусмотрены, а ведь к хорошему привыкаешь быстро и как было приятно, что все это это присутствовало в моделях которые обкатывались ранее.
Что еще по салону и вообще, почему он вызывает такие неоднозначные и местами смешанные чувства? Далее возможен буду очень субъективен, но тем не менее, в последнее время наблюдается такая весьма странная и непонятная для меня новомодная тенденция – делать напольное покрытие в салоне городского пассажирского транспорта не однотонным и абстрактным, а оформлять линолеумом “под паркет”. Такой рисунок, сам по себе очень плохо вписывается в общую концепцию дизайна салона, тем более, если она изначально не предусматривает использование таких текстур, которые будут плохо сочетаться с другими элементами салона и его общим цветовым оформлением. Так получилось и в данном случае, в частности, темно-коричневая текстура “под паркет”, в купе с бело-серо-синими (а в передней части салона плюс ко всему, желтыми) пластиковыми креслами создают очень явную эстетическую дисгармонию и лишают дополнительных ощущений уюта и комфорта. По сути, здесь отсутствуют какие-либо удачные дизайнерские решения и грамотно подобранная цветовая гамма всех элементов салона, при которой они бы удачно сочетались и дополнялась друг друга, что в конечном счете, очень сильно сказалось на общих впечатлениях как от самого салона так и от автобуса в целом.
Салон. Монитор для слежениями за наружными камерами
И завершая разговор о салоне, несколько слов о кабине водителя.
Кабина практически полностью отделена от пассажирского салона полустеклянной дверцей и самое необычное в ней это “плетенное” водительское кресло. Весьма нестандартное решение, но насколько оно уместно в плане удобства и комфорта не знаю, посидеть не довелось. Но не думаю, что хуже чем обычное, так как врят ли кто-то будет намеренно “жертвовать” удобством и комфортом водителя.
Вообще, в плане эстетики к кабине водителя никаких нареканий, на вид она очень удобная, рабочая панель и элементы управления системами автобуса в плане дизайна очень стильные, аккуратные выполненные из качественного пластика. Кстати, если говорить о качестве в целом, в том числе и о качестве сборки, то они на достаточно высоком уровне: все элементы крепления салона идеально подогнаны, нигде ничего не скрипит, не трещит, не болтается и не отходит. О салоне, пожалуй все.
Ходовые характеристики. Ход достаточно мягкий и плавный, но это до тех пор пока автобус едет по ровной дороге, а как только попадает “на танкодром”, то тут уже от тряски никакая мягкая подвеска не помогает, благо дороги в большинстве своем в хорошем состоянии.
Сам по себе электробус достаточно тихий, как снаружи, так и внутри. Но вообще, как показала практика, комфорт поездки во многом зависит от умения водителя обращаться с этой машиной. Дело в том, что у этого электробуса очень хорошая динамика и он практически сходу развивает приличную скорость, но если при этом водитель, который управляет им, не умеет грамотно оценивать дорожную ситуацию и начинает постоянно набирать высокую скорость и тут же сразу резко тормозить, то о комфортной поездки можно забыть. Понятное дело, что такая ситуация может возникнуть в любом автобусе, но вот именно здесь это очень ярко выражено и особенно при наборе скорости, чувствуется мощь и динамика двигателя, для контроля которых необходим определенный навык, дабы не доставлять пассажирам дискомфорт.
Вот, собственно, и все о данной модели. Как и любая другая, она оказалась со своими плюсами и минусами. Один из основных плюсов – хорошо проработанный экстерьер электробуса, один из основных минусов – слабо проработанный интерьер. Как мне кажется, дизайнеры из BYD Motor, могли бы уделить куда большее внимание салону данной модели, для того чтобы пассажиры, заходя в него, еще более ярче ощущали, как мечты могут становиться реальностью.
Завершая обзор, хочется надеяться, чтобы “туманные перспективы”, которые нам обещают наклейки на бортах этой тестовой модели, когда-нибудь воплотились в жизнь и BYD K9UB, уже не на словах стал настоящим электробусом от SamAuto.