Yutong E12 LF – Счастье было не долгим или попытка номер два
Сегодня у нас очень запоздалый обзор на электробус Yutong, прибывший недавно на тесты которые внезапно закончились в связи с приостановкой работы общественного транспорта в городе, в следствии чего, электробус отправили назад. Но, тем не менее, затянувшийся обзор решил “добить” и опубликовать.
И так, в попытках продолжить шагать в ногу со временем, в Ташкент на очередные тесты пригнали, вернее пригоняли, новый электробус Yutong E12 LF.
По внешнему виду, это классический, городской, полностью низкопольный автобус большой вместимости, рассчитанный на перевозку порядка 45 стоячих пассажиров и 30 сидячих. Сам внешний вид автобуса в полностью белом исполнении и обклеенный наклейками, весьма хорош, дружелюбный и радует глаз. Приятно, что ведущие китайские производители автобусов, наконец-то научились не отягощать внешний дизайн своих автобусов всякими мелкими, лишними “побрекушками” и вставками.
Yutong E12 LF. Внешний вид автобуса
Автобус получился горбатым в следствии того, что у данной модели аккумуляторы вынесены на крышу и плюс двум горбам в которых расположены сами батареи, компанию составляет горбик кондиционера. Выглядит необычно, но особо глаз не режет.
Yutong E12 LF. Внешний вид автобуса
Дизайн задней части автобуса также весьма не плох и прекрасно гармонирует с общим дизайном автобуса. Практически в центре крышки моторного отсека расположен лючок, за которым скрывается розеточка для подключения зарядного устройства. К сожалению, заглянуть в сам моторный отсек не получилось.
Yutong E12 LF. Внешний вид автобуса. Задняя часть
Электронный маршрутоуказатель (ЭМУ), можно сказать, классический на оранжевых светодиодах, глазом воспринимается вполне нормально, а вот фотоаппаратом нет :) Почему-то номер и наименование маршрута прописаны довольно мелким шрифтом, хотя рабочая область табло позволяет использовать более крупный, но тут уже претензии к настройщику.
Салон. Вид назад
Трехдверный салон автобуса с поворотно-сдвижными створками дверей весьма не плох, но имеет свои плюсы и минусы, о которых ниже наиболее объективно по каждому пункту.
Один из основных плюсов – большое количество посадочных мест: 30 кресел и плюс два откидывающихся в накопительной площадке. И здесь китайцы запихнули “откиднушки” в накопитель, на которых, естественно сидели при полном салоне, в следствии чего, накопительная площадка отчасти теряла свои полезные свойства, но о ней несколько позже.
Салон. Вид вперед
Сами кресла, несмотря на то, что выполнены в антивандальном исполнении, очень удобные, широкие, эргономичные и достаточно мягкие. Шаг между рядами кресел вполне приемлемый и не нужно особо, что называется, собираться, чтобы не упираться коленями в расположенное спереди кресло.
Большая часть кресел в салоне выполнена в синей цветовой гамме с абстрактным рисунком, исключая четыре кресла в передней части салона, матерчатое покрытие которых имеет красный цвет и особый рисунок. Так обозначены места для особой категории пассажиров: престарелых людей, инвалидов, пассажиров с детьми и, если верить наклеечкам рядом с ними, для пассажиров с животными.
Для нас это, конечно новшество, а вот в большинстве европейских стран, это обычная практика выделять цветом и рисунком места для особой категории пассажиров. В целом же, для нас это не особо актуально, потому как у нас все равно, практически постоянно уступают места пожилым пассажирам и тем, кто с детьми, а вот в Европе это не принято, поэтому есть правило согласно которому, если вы сидите на одном их таких сидений и в салон зашел пассажир для которого оно предназначено, то вы в любом случае обязаны уступить, хотите вы этого или нет.
Салон. Места для особой категории пассажиров
Накопительная площадка. Тут китайцы несколько отошли от канонов и расположили ее не напротив средней двери, как обычно, а справа от нее, поэтому пассажирам с коляской приходится совершать несколько лишних маневров с самой коляской, чтобы зарулить туда. В целом же, каких-то существенных минусов от такого не стандартного расположения накопителя не увидел.
Как уже было отмечено выше, в накопительной площадке присутствуют два откидывающихся кресла, которыми активно пользовались и когда в салоне было полно свободных стандартных кресел и когда салон был полный в следствии чего, невозможно было использовать накопитель по его прямому назначению и приходилось занимать проход.
Также тут есть, уже ставшей классической, вертикальная “гладильная доска” с ремнем безопасности для фиксации инвалидной коляски.
Приятный и очень полезный бонус, который есть только здесь, в пределах накопительной площадки, это наличие двух USB-портов для зарядки мобильных устройств или гаджетов. И они работают, как раз пока катались и шла презентация автобуса, я от умудрился зарядить свой “севший” телефон.
Среди прочих развлечений для пассажиров во время поездки, в салоне имеются два видеомонитора для демонстрации различного контента. В период тестов на них демонстрировался рекламный ролик от производителя автобуса
Салон. Накопительная площадка
Что же из минусов? Стандартная “плата” за низкопольность – подиумы. И почему-то их в этом салоне непривычно много. Большая часть кресел, так или иначе, находятся на довольно высокой возвышенности, на которую сложно взбираться пожилым людям. А задняя часть салона, это целый “эверест”, покорив который можно, спокойно обозревать весь салон.
Салон. Задний “эверест”
Очень сильно китайские производители перемудрили с передней площадкой где, сразу за передней дверью, вместо привычных кресел, они соорудили непонятную, как я ее прозвал “детскую кроватку”, которую можно использовать для складирования различного багажа, но смотрится все это несколько непривычно и как по мне, сильно портит эстетический вид салона и, в частности, передней площадки. Уж лучше бы установили сюда одно или два кресла и это было бы более грамотным решением.
Салон. “Детская кроватка” для багажа
Даже поручни с правильно подобранной цветовой гаммой и грамотным размещением могут не только выполнять свою функциональную нагрузку, но и быть украшением салона. Здесь же “благодаря” неудачно подобранному серому цвету, этого украшения нет и надо внимательно всматриваться чтобы обнаружить их и на самом деле это плохо, потому что при резком торможении автобуса, пассажир должен без труда увидеть, за что ему быстро схватиться, чтобы не упасть, а здесь с этим проблема. Правда, почти все вертикальные поручни несут на себе дополнительную прорезиненную вставку для того чтобы было удобно и комфортно держаться, но “заметности” она поручням не добавляет.
Что еще можно сказать хорошего про салон? Как уже было сказано выше, он оснащен кондиционером, но для его работы необходимо дизельное топливо, так как питается он не от основных батарей, а имеет свой автономный дизель-генератор, который нужно заправлять, соответственно если этого не сделают, кондиционер работать не будет. И вот тут еще одним минусом выступают форточки, они откидывающиеся и очень узкие, соответственно уровень естественной вентиляции салона будет не высок, а для нашего климата, это критично.
Ну, и в заключении по салону, немного о качестве сборки, в целом она конечно не плохая, но придраться есть к чему, но тут без слов, всё на фото ниже. Напоминаю, автобус 2019 года, совсем свежий.
Салон. “Косяки” качества сборки
Кабина водителя, можно сказать практически полностью отделена от пассажирского салона: стандартная дверка со стеклом для того чтобы особо любопытные не заглядывали к водителю, нарушая его личное пространство.
Кабина водителя. Приборная панель
Приборная панель очень понравилась, на удивление :) Китайские производители и тут научились эстетике и панель у них получилась очень стильная элегантная и удобная. На вид, расположение кнопок и основных элементов управления, достаточно удобно. И единственно, что бросается в глаза, это большое, никак не используемое пространство на правой стороне панели. Смею предположить, тут должен быть монитор для просмотра камер видео наблюдения, которые имеются в салоне, но в данной комплектации возможно для удешевления, монитор отсутствует.
По ходовым характеристикам автобус, весьма хорош. Ход мягкий, плавный, а вот подвеска мне показалась жестковатой, на кочках и неровностях ощутимо потряхивало. И еще один момент, который несколько напрягал, это постоянное, хотя и еле слышное “урчание” автобуса, которое особенно хорошо слышно когда электробус стоит.
В остальном же, он хорош и при всех его минусах, часть из которых мои личные придирки, плюсов у него больше и один из основных, это его запас хода: на одной зарядке – почти 340 км. Фактически, автобус на одном заряде батарей может проездить весь день, что очень удобно и экономит время, при этом время, которое необходимо для полного заряда батарей, составляет около 5 часов.
Ну, вот вроде бы и всё. Самое время пожелать ему успешного окончания тестов, но увы, не сложилось. Остается надеяться на то, что когда-нибудь он вернется и не один.
В завершении, традиционное…