Перейти к содержанию
Авторизация  
Павел Александрович

Моделизм

Рекомендуемые сообщения

Павел Александрович

Отправлено 21 Октябрь 2014 - 22:24

 

И снова здравствуйте! 

 
Продолжаю свое повествование про изготовление модели мотодрезины ТД5. Как и обещал в предыдущей серии, сегодня речь пойдет о применении радиоуправления в железнодорожном моделировании. 
 
На сколько мне известно, радиоуправление в железнодорожном моделировании не получило широкого распространения, так как есть много других способов управления моделями. О них поговорим как-нибудь в другой раз. А сейчас все-таки о радиоуправлении. Почему же радиоуправление редко применяется в жд моделях? 
 
Вариантов ответа на этот вопрос масса, но лично я придерживаюсь следующего мнения. Если собирать схему радиоуправления, коих в Интернете великое множество, самому, то очень сложно найти схему, которая бы была рассчитана на мощность приводов моделей. Ведь наверняка понятно, что модель из железа получается очень тяжелой и чтобы сдвинуть ее с места нужен мощный двигатель, а иногда и не один. При этом в электрической цепи этих двигателей протекают большие токи (до нескольких ампер). На ряду с токами не следует забывать и о напряжении. К примеру, двигатель модели мотодрезины ТД5 имеет номинальное напряжение 12 Вольт и номинальный ток 0,1 А. В момент пуска ток может возрасти до 0,17 - 0,19 А. Эти цифры не придуманы, а получены экспериментальным путем. Есть модели, работающие и на более высоком напряжении (до 36 В). Для того, чтобы осуществлять управление, а именно подключение и отключение двигателей с такими параметрами нужны приборы, рассчитанные на такие же параметры. 
 
Представленные в Интернете схемы, получаются слишком громоздкими. Для своей модели я взял уже готовую схему, предварительно сняв ее с очередной детской игрушки. Но вот беда:  - эта схема ну никак не была предназначена для двигателя, установленного на дрезине. Во-первых, схема работает от напряжения 4,5 В, а двигателю, чтобы тянуть дрезину, требуется минимум 6 В. Увеличение напряжение может привезти к выходу из строя транзисторов, используемых в Н-мосте схемы радиоуправления. Они просто-напросто сгорят. Во-вторых, на дрезине нет места для размещения трех пальчиковых батареек. На свой страх и риск я решил подсоединить к схеме вместо трех пальчиковых батареек одну батарейку типа "Крона" ЭДС которой 9 В. Какого было мое удивление и разочарование, что не смотря на это, на выходе схемы напряжение как и было 4.5 В, так и осталось. Тогда я опять обратился к различным форумам по электроники и радиотехнике. Оказалось, людей с подобными вопросами в мире не так уж и мало, а главное на эти вопросы дают дельные ответы. Предлагалось заменить выходные транзисторы Н-моста на более мощные, использовать микроконтроллеры и многое другое. В итоге я выбрал более простое решение. А именно управлять пуском двигателя через малогабаритное реле. принцип такой. Схема радиоуправления подает ток на катушку реле, которое своими контактами соединяет двигатель с источником тока. Минус этой схемы в том, что требуется теперь уже два независимых источников тока. А это в свою очередь сказывается на габаритах модели. Так и произошло с моделью ТД5. Вся схема с источниками питания ну никак нельзя было разместить на дрезине и пришлось делать к ней еще и прицеп и всю электронику располагать в нем. 
 
Изображение
 
На фотографии видны и схема радиоуправления и дополнительный источник питания в виде батарейки "Крона", еще одна "Крона" установлена в корпусе дрезины. Малогабаритное реле я спрятал в раме прицепа. После всех подключений, я приступил к испытаниям. И тут меня настигло очередное разочарование. Как выяснилось, мощность двигателя оказалась слишком большой и заряда батарейки хватало не на долго. Смешно сказать - на 2-3 минуты. С такой схемой можно разориться! И снова в очередной раз я штурмовал Интернет в поисках альтернативных источников энергии. Как потом выяснилось, емкость самой простой батарейки "Крона" очень мала и составляет примерно 150 мА*ч. Это крайне мало. Батареи с бОльшей ёмкостью стоят соответственно дороже. Был смысл заменить их на аккумуляторы. Но, оставалось только определиться: а какие аккумуляторы использовать? Вот тут мне в голову пришла мысль использовать аккумуляторы от сотового телефона. Их преимущества следующие: 1. малые габаритные размеры; 2. большая емкость (я использовал аккумуляторы с ёмкостью 900 мА*ч); 3. номинальное напряжение 3,7 В, то есть соединив два аккумулятора последовательно я получаю напряжение в пределах 7 В; 4. возможность подзарядки. 
 
Итак, аккумуляторы вытащил из старых телефонов, которые нашел дома (ими все равно уже давно никто не пользовался). Когда монтаж аккумуляторов был окончил, продолжил испытания. Все получилось хорошо. Теперь дрезина ездила долгое время и батарейки не садились. 
 
Теперь осталось разобраться с подзарядкой аккумуляторов без демонтажа их с дрезины. Для этого в корпусе прицепа сделаны два гнезда для подсоединения зарядного устройства. Аккумуляторы заряжаются по отдельности. Попробовал заряжать их обыкновенным зарядным устройством от телефона Nokia, но ничего не получилось кроме того, что зарядное устройство я сжег по чистой случайности (перепутал полярность аккумулятора). В очередной раз изучаю тематические форумы пришел к выводу, что лучше всего использовать универсальное зарядное устройство (лягушку), а то могут возникнуть различного рода проблемы вплоть до взрыва батарейки. Приобрел в магазине подобное зарядное устройство по цене 3000 сум, подсоединил к его контактом провод с разъемом от сгоревшего зарядного устройства и спокойно зарядил оба аккумулятора.
 
На этом все мои приключения с электричеством подошли к концу. Схему и аккумуляторы я закрыл крышкой стилизованный под шпалы.
 
Изображение
 
Затем дрезину покрасил вот в такой ужасный цвет. Думаю ее позже перекрасить, но пока не знаю в какой. Так что можете советовать.
 
Изображение
 
И в заключении видео с испытаний
 
 
На этом повествование завершаю. Спасибо за внимание и до новых встреч.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Павел Александрович

Отправлено 10 Ноябрь 2014 - 21:36

 

Совсем недавно в этой теме обсуждался журнал "Железная дорога в миниатюре". Речь шла об элементах железнодорожного макетирования. Эта тема довольно обширная и интересная, так как элементы декора макетов разнообразные и зачастую требуют творческого подхода. И вот загорелся я сделать хоть какой-нибудь элемент декора для макета (причем не обязательно железнодорожного, да и не обязательно для макета - можно и для маленькой диорамы). Ближе к делу. Меня вдохновил упомянутый мной выше журнал и я решил попробовать сделать фонарь уличного освещения. И вот что получилось. Срезу хочу предупредить, что фонарь сделан в произвольном масштабе с произвольными размерами, одним словом, "на глаз". Поэтому прошу не судите меня строго.

 
Изображение Изображение Изображение
 
Не обращайте внимания, что он установлен криво, это опытный образец и установлен он был в первое попавшееся отверстия с целью его сфотографировать.
 
Также хочу привести фотографию с изображением деревьев, которые изготавливают для макетов. Эти деревья изготавливал не я, а мой коллега с учениками.
 
Изображение
 
P.S. Если Вас заинтересует процесс изготовления, то с радостью подготовлю фотоотчет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Павел Александрович

Давненько я не рассказывал вам о своих поделках.

 

- А были ли они? - спросите вы.

- Конечно же нет!

- А почему?

- А вот потому.

 

Вот с такого небольшого монолога я начинаю очередной рассказ с иллюстрациями про модель служебной автомотрисы АС1А, которые многие форумчане уже видели, как говориться, в живую. Затевал я собрать давно, наверно уже лет пять как, но все руки не доходили. А на кануне крайней выставки железнодорожного моделирования в 2015 году, я все-таки собрался с силами и принялся за работу. Вся основная работа была выполнена за три с небольшим месяца. Потом была выставка, еще месяц на доработку и полтора года эта модель валялась (именно валялась) в мастерской в разобранном состоянии и я к ней даже не притрагивался, только периодически сдувал с нее пыль и перекладывал с одного места на другое.

 

Вдохновение пришло неожиданно, а может быть это было вовсе и не вдохновение, а я просто устал ее перекладывать с места на место и все-таки решил ее доделать у установить на полочку ко всем остальным моделям. Но тем не менее, спустя полтора года работы вновь возобновились и в концек-концов все успешно завершилось, хотя ставить жирную точку в этом деле еще рано.

 

Итак. начнем по-порядку. 

 

Как и предыдущие свои модели, работа над этой моделью началась с поиска чертежей. В этом мне сильно помог Интернет и Ташкентский музей железнодорожной техники. А когда чертежи были получены, первым делом за что я принялся - подбор двигателей и расчет тягового редуктора. Очень удачно подошли двигатели, ЕМНИП, от старых DVD плееров. Шестерни для редуктора пластиковые взял от старых принтеров. Колеса и оси были выточены на станке.

 

Изображение

 

Изображение

 

Следующий шаг - буксы и рессорное подвешивание, а также закрепление ходовых частей на раме.

 

Буксы 

 

Изображение

 

Рессоры

 

Изображение

 

Буксы в сборе с рессорами

 

Изображение

 

Изображение

 

Рама в сборе с ходовыми частями

 

Изображение

 

Изображение

 

После сборки рамы и ходовых частей, заранее приготовленный двигатель был установлен на раму, а зубья ведущей шестерни введены в зацепление с зубьями ведущей шестерни. 

 

Изображение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Павел Александрович

Далее работа шла по накатанной: кузов, крыша, покраска. Как и на своих предыдущих моделях, кузов автомотрисы сделан из оцинкованной жести.

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

После того как все элементы были спаяны, в отверстия буферных фонарей и прожекторов вставлены светодиоды, сам кузов был подогнан к раме и закреплен на ней, модель отправилась на покраску. 

 

А вот в таком виде она предстала перед публикой на выставке моделей 2 августа 2015 года.

 

Изображение

 

После выставке я модель снова разобрал для дальнейшей работы. Оставалось совсем не много: разработать и собрать схему, а также произвести испытания. На разработку схемы ушла баклажка пива и столько же на ее сборку (шутка). На самом деле схему нарисовал практически сразу, приобрел все необходимые детали и за один день все спаял, но есть одно "Но". Схема радиоуправления, которую я буквально нашел на улице была без командного пульта и ее пришлось перенастраивать на уже имеющийся у меня в наличии пульт. Не сказать, что этот процесс сложный и кропотливый. Но то, чем производят настройку, а именно катушка индуктивности колебательного контура, оказалась вещью кране хрупкой. И веся задумка чуть не погибла на корню, дабы катушку я чуть не разломал вдребезги. Но все обошлось благополучно. Следующая проблема, с которой я столкнулся - это выбор источников питания. В этом вопросе я прибегнул к уже знакомому вам способу в виде аккумуляторов от сотовых телефонов. В моделе их установлено аж 4 штуки: два питают двигатели и освещение, а два других - схему радиоуправления и схему управления моделью. 

Также, при разработке схемы было два условия: смена направления движения и изменение скорости движения. Со сменой направления движения вопросов особых не возникало, а вот с регулировкой скорости были вопросы. В итоге пришлось делать модель двухскоростную. Такой результат был достигнут путем переключения двигателей с последовательного на параллельное соединение. Минус такого варианта - отсутствие плавного регулирования скоростью: модель либо едет медленно, либо едет быстро. 

 

Вроде бы все, что касается схемы я изложил. Осталось только ее показать.

 

Изображение

 

Теперь, когда все вопросы с электричеством были решены, переходим к ходовым испытаниям на полигоне. У кого есть возможность, можете просмотреть видео с испытаниями и кратким содержанием вышесказанного.

 

https://youtu.be/cPPTiA5qPNk

 

На этом я считаю, что работы на данной моделью окончены на 99%. Ее нужно немного облагородить, подкрасить и можно устанавливать на полку к остальным моделям. 

 

На этом я свое повествование завершаю и спасибо всем, кто дочитал его до конца.

 

P.S. Надеюсь, что в этой теме еще будут публикации

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Лёнчик

Спасибо, очень интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Серж

А у меня мечта Уз-Y сделать, но... наверное когда нить на пенсии)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Павел Александрович

Да, Сергей, с Вашим графиком работы действительно это будет не скоро  :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рассел Вещий

А я когда-то давно начал делать из плотной бумаги модель паровоза. Не какую-то конкретную серию, а просто - по фантазии. Уже почти наполовину был готов - остались экипажная часть, крыша кабины и тендер. Но вот с высотой кабины возникли изменения. И из-за этого я его  недоделал. Стоял он, пылился, а потом ушёл на макулатуру, о чём сейчас жалею. Материалы: плотная типографская бумага бледнорозового цвета, обычный белый ватман, типографская золотисто-жёлтая фольга и картон. Этакий был светло-розовый локомотив.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Павел Александрович

Я когда-то в далеком детстве начинал с модели паровозика из бумаги, но в итоге так ничего и не получилось и я благополучно забросил это дело, но желание не пропало с того времени.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рассел Вещий

Фотка где то осталась - сегодня вспомнил. Надо будет выложить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Domian

У всех наверное недоделанные 100 лет назад модели того или иного объекта валяются(сь).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Domian

Вот, железнодорожники - может кому-то интересно будет - книжка продаётся в Ташкенте: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1810757499187334&set=pcb.954101784720733&type=3&theater

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×
×
  • Создать...