Ургенч – Хива, в гости к «Жемчужине» и прочие путевые заметки

Много кто слышал о том, что в Ургенче есть троллейбус, но оказывается, мало кто знает о том, что это не наследие советского прошлого, а построенная полностью с нуля троллейбусная система уже в независимом Узбекистане в 1997 году.

На момент запуска существовало две линии: одна внутригородская, соединявшая аэропорт Ургенча и железнодорожный вокзал (ныне закрыта), а вторая междугородняя, которая словно нитка жемчуга, связала Ургенч с Хивой и стала ее основным украшением.

И сегодня, эта линия по праву может считаться уникальной транспортной достопримечательностью не только Хорезмской области, но и всего Узбекистана, потому как в мире таких систем осталось не так уж много, а в Центральной Азии всего одна. И поэтому как только появились первые тревожные новости о том, что троллейбус в Ургенче остановился, решено было срочно ехать туда для того чтобы на месте прояснить сложившуюся ситуацию и узнать о его дальнейших перспективах.

Ташкент, такой Ташкент… На пороге аэропорта
Ташкент, такой Ташкент. На пороге аэропорта

На пути к Ургенчу традиционно, не могу обойти вниманием свою любимую Хаво Йуллари, с которой начинается любое авиапутешествие по стране и мои подобного рода обзоры. И если раньше все сводилось к публикации пары лестных комментариев в ее адрес, то сегодня, чуть отступая от темы, хотелось бы добавить немного критики и «швырнуть» пару хороших камней, в адрес любимой авиакомпании, ибо есть за что.

Во-первых, за последний год обслуживающий персонал Хаво в виде бортпроводниц заметно «постарел» и соответственно потерял в красоте и изяществе. Еще год назад с уверенностью можно было сказать, что Хаво Йуллари в этом плане была самой «молодой и красивой» авиакомпанией». Теперь же, во всяком случае, на местных линиях произошла заметная деградация. Радует что «международка» пока держится и обратным рейсом, который прибыл из Москвы, Хаво-таки порадовала нас своей красотой и изяществом. Правда, девчата-бортпроводницы «отжигали» будь здоров, но это уже вне рамках данного обзора…

Во-вторых, Хаво! Уже даже в метро разрешили полноценную фотосъемку, а вы до сих пор продолжаете страдать, пардон, фигней, сохраняя запрет на элементарную фотосъемку в салоне самолета. Давно в тренде, в рамках разумного и допустимого, разрешать пассажирам вести фотосъемку в процессе полета и ничего сверхъестественного тут нет… В общем, берите пример с Узбекистон Темир Йуллари, там это давно считается нормой.

В остальном все на прежнем уровне: взлетели вовремя, долетели быстро, сели мягко, несмотря на то, что в Ургенче при посадке не скучно поболтало.

Ожидая взлет и нарушая запреты…
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Сам Ургенч традиционно встретил отсутствием какого-либо общественного транспорта в Аэропорту хотя бы до города и наличием большого числа таксистов с повышенными запросами касательно цен за свои услуги.

В этот раз после продолжительных и нудных торгов уехали с аэропорта в Хиву за 25.000 с человека. К примеру, совсем местному жителю это стоило бы всего 5.000 сум. Назад, кстати, нам, что называется по блату, организовали проезд за эту цену с Хивы до аэропорта. Все же хорезмийцы одни из самых услужливых и гостеприимных людей нашей страны и их желание во что бы то ни стало угодить гостю, порой потрясает, тем более, что они делают это со всей искренностью.

Современный Ургенч, мимоходом…
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Хива же, традиционно встретила своим непоколебимым спокойствием и умиротворением, которые она протащила через века и сохраняет до сих пор. Хотя для нас главным и первоочередным успокаивающим фактором стало известие о том, что троллейбус в Ургенче все же работает.

После заселения в гостиницу решили отдать дань традициям, прогуляться по Ичан Кале, пообедать, а затем посмотреть новое здание железнодорожного вокзала, строительство которого вместе с железнодорожной веткой было анонсировано чуть больше года назад.
Забегая несколько вперед, хотелось бы добавить, что несмотря на опасения, новая железнодорожная ветка, не представляет прямой угрозы существующей троллейбусной линии, так как в будущем ее планируется использовать исключительно как междугороднюю, а не как пригородную между Ургенчем и Хивой. Но свои коррективы, причем не самые приятные, в существование троллейбуса, она все же внесла, но об этом чуть позже.

Хива, если быть точным Ичан Кала, в этот раз разочаровала только одним – высокими ценами в кафе. Если раньше можно было за достаточно умеренную цену поесть вкусно и с удовольствием, то теперь при виде цен в меню, удовольствия заказывать становилось меньше.

«Сокровища» Ичан Калы
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

По словам таксиста, который вез нас с аэропорта, новое здание вокзала находилось сравнительно недалеко от центрального базара, поэтому после обеда, решено было дойти до центрального рынка и взглянуть на «новоиспеченный» железнодорожный вокзал. Но покинув стены уютного древнего города, мы оказались не на центральном базаре, как планировали, а на его руинах, вернее «недоруинах». Как оказалось, центральный рынок закрыт и начат процесс его демонтажа, но в какой-то момент он был остановлен. В итоге, некогда одно из самых оживленных мест Хивы, которое было центром сосредоточения не только жителей самой Хивы, но и всех близлежащих селений, лежало, буквально в руинах, «подпирая» стену Ичан Калы и вызывая своим видом недоумение у всех туристов, покидающих Ичан Калу  через Восточные ворота.

Остатки центрального базара
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Не нашли мы и здание нового вокзала, которое должно было быть где-то рядом с базаром, но поскольку не горели особым желанием искать его, то отправились к троллейбусной конечной в Хиве, которая теперь носила весьма условное название «Центральный рынок».

Троллейбусная конечная в Хиве. Передача эстафеты…
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

С первого взгляда стало понятно, что ликвидация центрального рынка у троллейбусной конечной, не лучшим образом отразилась на троллейбусе как таковом, так как пассажиров стало в разы меньше. Он перестал быть основным перевозчиком к одному из самых значимых мест города. Хотя сами троллейбусники не жалуются и говорят, что пассажиров хватает. Хорезмийцы, похоже, вообще не любят на что-либо жаловаться и даже при очевидных трудностях не унывают и с улыбкой обо всем говорят только в положительном ключе.

Хивинская классика. Улица Наджмиддина Кубро
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

В остальном же, троллейбус продолжает работать также стабильно, как и два года назад, поддерживая средний интервал в 20 минут, сохраняя прежнее расписание и режим работы: первые рейсы из Ургенча и Хивы отправляются в 7:00 утра, последние в 18:00. Полная стоимость проезда на данный момент, составляет 1200 сум. На линии стабильно работает восемь троллейбусов, три из которых по-прежнему, остаются на ночлег в Хиве, у стен древней Ичан Калы.

Постановка на ночлег. Одна из первых машин завершившая маршрутный день в Хиве
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Остаток дня провели в процессе фотосъемки, полностью посвятив его троллейбусу, а когда последние из них прибыли на ночлег и движение остановилась, решили провести традиционную инспекцию недостроенной внутригородской троллейбусной линии в Хиве.

Вечер над Ичан Калой
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

В процессе этой инспекции, было сделано неожиданное открытие в виде того самого нового железнодорожного вокзала, который, как оказалось, был построен на окраине Хивы, там, где когда-то одна из центральных улиц Хивы выходила на Обводную трассу. Процесс строительства вокзала и реконструкции прилегающей территории настолько изменил местность, что оказалось практически невозможным определить вектор старой дороги, которая на данный момент представляла из себя тупик и теперь фактически служила пристанищем для торговцев, которых выгнали со старого базара, не построив при этом новый.

Новый железнодроожный вокзал — маленький оазис среди развернувшейся строки и место сосредоточнения и отдыха жителей близлежащих домов
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Новый базар почему-то решили строить рядом с новым вокзалом, фактически также на окраине города, вдали от основного жилого центра Хивы, что уже доставляет много неудобств жителям большинству кварталов Хивы, для которых прежний рынок, находясь практически в центре города, был в шаговой доступности. Теперь же до импровизированного рынка приходится добираться на Дамасах, а троллейбус, как один из основных и наиболее удобных перевозчиков в Хиве, оказался достаточно далеко от столь значимого места в городе и фактически остался не удел… Собственно, именно об этом шла речь выше, когда упоминал о том, что строительство нового вокзала внесло свои коррективы в работу троллейбуса в Хиве.

Входная арка нового рынка, это все что на данный момент построено…
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Вопрос, почему старый базар ликвидировали, до того как был построен новый, заставив как торговцев, так и покупателей испытывать большие неудобства, создав при этом жуткий транспортный коллапс в месте где организован временный стихийный базар на тупиковой улице, увы, я думаю, риторический…

Кадр следующего дня… Полчища Дамасов, на тупиковой улице и маленькая надежда на то, что после окончания строительства рынка, троллейбус продлят до нового базара
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

После завершения незапланированной прогулки по новой привокзальной площади и знакомства с новым вокзальным терминалом, мы вернулись к ночующим «Ирискам» для того чтобы начать вечерние фото эксперименты с участием троллейбусов, ночного неба и крепостных стен Ичан Калы.

Вечерняя транспортная классика в Хиве
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

В этот раз, пока вели ночную съемку троллейбусов, не заметили, чтобы кто-то производил уборку и осуществлял подготовку подвижного состава к завтрашнему дню, казалось, их даже никто не охранял, одна из машин вообще оставалась на ночь открытой. Но когда на следующий день рано утром вышли на «фотосафари», то заметили, что все три машины были убраны, приведены в порядок и готовы к выходу на линию. Приятно, что и в этом плане стабильность и порядок сохранились.

Звездное небо над Хивой… последнее, почти не транспортное, уходящего дня… 
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Следующий день обещал быть насыщенным на транспортные события и красивые транспортные фотоснимки с «Хорезмской Жемчужиной» потому как и в прошлый раз, в планах было договориться с арендой одного из троллейбусов для  транспортных «покатушек» по маршруту Хива – Ургенч – Хива и по фотографировать выбранный троллейбус в наиболее колоритных местах на линии. Хотя, сама по себе линия вся настолько колоритная, что фотостопы можно было делать на каждом шагу.

Ну, а перед тем как в очередной раз «отжать» троллейбус у рядовых пассажиров, решили выбраться на утреннее «фотосафари»  для того чтобы проводить первые троллейбусы в рейс из Хивы.

7:10. Первый троллейбус отправляется из Хивы в Ургенч. К слову, в салоне уже есть несколько пассажиров
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

8:10. Первый троллейбус прибывает из Ургенча в Хиву
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

8:15. Очередной отправление в Ургенч 
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Договориться о снятии с маршрута одного троллейбуса для организации нашего «троллейбусного сафари» не составило никакого труда. Здесь в очередной раз нам на руку сыграл известный «хорезмский принцип» —  все для гостя.
К моменту, когда мы были готовы отправиться в путь, диспетчера линии, которые кстати, присутствуют как в Ургенче так и в Хиве, согласовали между собой вопрос вывода из графика одной машины.
Не буду вдаваться в детальное описание процесса «покатушек», потому что эта та атмосфера, которую невозможно передать словами… Поэтому далее наиболее яркие фотоснимки нашей красавицы с бортовым номер 017, которая в этот раз составила нам компанию. Поехали…

Встреча в полях 
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Новый ракурс. С железнодорожного моста, железнодорожной ветки на Хиву
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Отвлекаясь от темы дня. Железнодорожная ветка в Хиву
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Возвращаясь в Хиву
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Краски лета
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Как и в прошлый раз, два с лишним часа «троллейбусного сафари» пролетели как одно мгновение. И если на пути в Ургенч мы то и дело тормозили нашу Шкоду чуть ли не у каждого столба и в каждом поле, то при возвращении в Хиву, все меньше покидали салон троллейбуса больше наслаждаясь самой поездкой…

По прибытии обратно в Хиву, выходить, как всегда, не хотелось…. но приходилось, экипаж нашей 017-й, пообещал, что если получится, то вечером постарается отвезти нас на троллейбусе в Ургенч, но не сложилось. Вместо этого, нам по льготной цене организовали такси в аэропорт. Провожали нас как хороших знакомых и конечно же приглашали в гости.
Очень надеемся, что обязательно вернемся… покататься на троллейбусе.

Вместо привычного завершения.

Троллейбусная линия Ургенч — Хива — как и было сказано в самом начале, уникальная троллейбусная система, которая за все эти годы смогла доказать свою транспортную состоятельность и востребованность в этом регионе и вместе с тем, органично вписаться в инфраструктуру и архитектурный облик таких древних городов как Ургенч и Хива.

Хива же, напротив продолжает сохранять атмосферу древнего города, в котором троллейбус на фоне величественных крепостных стен, смотрится просто фантастически, являясь при этом прекрасным доказательством того, как прошлое и настоящее могут прекрасно сочетаться друг с другом.

И очень хочется, чтобы эта троллейбусная система… эта транспортная достопримечательность Узбекистана, пережив все свои сегодняшние трудности, продолжала существовать и развиваться дальше, сохраняя свой статус неповторимой системы для любителей и выполняя свою роль как общественного транспорта для обычных пассажиров.

До новых встреч…
Ургенч – Хива в гости к Жемчужине

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *