Самаркандский трамвай и не только. Завершение

Самаркандский трамвай, наконец-то открылся… открылся, я считаю, красиво и очень достойно, увы, хотя это было предсказуемо — без нас. Поэтому мы, в своей очередной визит в Самарканд, ехали открывать трамвай для себя и наконец-то, покататься на нем, а за одно постараться объективно оценить перспективы его существования в этом городе.

В этот раз до Самарканда опять добирались личным автотранспортом, следовательно могли себе позволить выбирать маршрут следования и делать остановки в любом удобном для нас месте, хотя, тут теперь уже все традиционно и даже несколько банально. В очередной раз, решено было ехать через Джизак, для того чтобы сполна вкусить все ароматы наступившей весны на вершинах джизакских гор у «Ворот Тамерлана».

Новая, неизвестная модель Исузы от СамАвто. Обнаруженная где-то на окраине Джизака.
Трамвай в Самарканде
Традиционная остановка у «Ворот Тамерлана». Весна тут уже окончательно и полноправно вступила в свои права, наполнив воздух знакомыми ароматами горных трав и тем самым, заставила нас тут несколько задержаться, напомнив о том, как это здорово иногда выбираться на природу, подальше от городской суеты.
Трамвай в Самарканде

По прибытии в Самарканд и продвигаясь ближе к Вокзалу, по уже знакомой улице, мы пытливо вглядывались в даль, стараясь увидеть в перспективе, теперь уже трамвайных улиц Самарканда работающий трамвай, но в итоге, вагон, готовившийся к отправлению в очередной рейс, мы застали непосредственно у железнодорожного Вокзала, откуда и началось наше полноценное знакомство, теперь уже с работающим трамваем в городе Самарканде.

Отправляясь в рейс, до последнего весело звеня своим звонком, зазывая пассажиров на «борт». Теперь уже не автобус в виде Исузы, а трамвай, первым встречает гостей и жителей столицы, прибывающих в Самарканда на поезде.
Трамвай в Самарканде

Практически сразу же, на одном из вагонов в качестве вагоновожатого встретили своих, ташкентских, которые очень обрадовались нашему прибытию и от которых, в последствии удалось, получить некоторую информацию относительно Самаркандского трамвая, но обо всем по порядку.

Трамвай, действительно, на данный момент, очень популярен, уже от конечных остановок с обоих колец, вагон отправляется практически заполненным и хорошо наполняется в течении всего маршрута. Но пока сложно оценить и вывести процентное соотношение тех, кто использует трамвай по его прямому назначению, именно как транспорт, а не просто для того чтобы прокатиться на нем. Здесь покажет время, насколько трамвай действительно будет востребован именно как транспортная единица. Пока же… у большинства самаркандцев поездка на трамвае вызывает своего рода, эйфорию из-за которой кто-то забывает выйти на нужной остановке, а кто-то свои вещи в трамвае.

В ритме жизни Самарканда теперь нашлось место трамваю
Трамвай в Самарканде

На данный момент трамвай начинает работу 6:00 утра и заканчивает в 22:00 вечера, на линии курсирует 8 вагонов, интервал в течении всего дня составляет около 6-8 минут. Время в пути от кольца до кольца в одну сторону, составляет около 20 минут.

На остановке «вокзального» кольца висит расписание работы трамвая, но информация предоставленная на этом стенде, мягко говоря, очень трудна для восприятия в информационном плане, короче — ничего не понятно. Вообще, вся информационная составляющая, как на остановках общественного транспорта, так и в салонах трамваев вызывает большие нарекания. Могли бы постараться и сделать более аккуратнее, красочнее и элементарно, чтобы это было понятно.

Приветствие ташкентским фотографам
Трамвай в Самарканде

Стоимость проезда в трамвае официально составляет 900 сум, по факту 1000 сум, так как из-за отсутствия купюр мелкого достоинства сдача не выдается, хотя, никто не возмущается, отдают 1000 сум, сдачу не требуют.

В каждом вагоне, как правило, работает кондуктор, билеты продают ташкентского образца, хотя не всегда могут их дать, так как они быстро заканчиваются и их может не быть в наличииу кондуктора. Путевой лист вагоновожатого, кстати, также «ташкентский», хотя его наличие до конца не ясно, потому как диспетчерские в Самарканде пока отсутствуют и путевка не заполняется, хотя на Вокзале на кольце, какую-то отметку водителям все же ставили, правда, не в самой путевке.

Массив Сартепа. Приятно удивил тот факт, что водители автомобилей, как и положено, на совмещенных и, как по мне, очень условных, трамвайных остановках, притормаживали вместе с трамваем и пропускают пассажиров переходящих дорогу. Были, к счастью, довольно редкие случаи, когда нетерпеливые водители создавали некоторые неудобства для пешеходов, стараясь проскочить перед ними. Впрочем, ГАИшники не дремлют…
Трамвай в Самарканде

По большей же части, скорость движения вагонов достаточно хорошая, факта наличия знаменитых «ташкентских потягушек» замечено, практически не было, в основном вагоны, по возможности едут быстро и без задержек. Здесь, конечно же, многое зависит от ситуации на дороге, самаркандские автолюбители пока еще не привыкли к наличию в городе трамвая и нет-нет норовят залезть под него, в следствии чего, вагоновожатые зачастую перестраховываются и не развивают больших скоростей.

Самаркандские реалии и особенности — люди спокойно ходят по середине проезжей части, между трамвайными путями или же прямо по ним, вероятно с трудом осознавая опасность таких прогулок. В следствии чего, на некоторых участках совмещенного трамвайного полотна, движение трамваев несколько замедленно.
Трамвай в Самарканде
Въезд на кольцо «Массив Сартепа»
Трамвай в Самарканде
Кольцо Массив Сартепа
Трамвай в Самарканде

Теперь несколько о другой, менее приятной стороне медали.
На данный момент остается открытым один из немаловажных вопросов, который может существенно сказаться на популярности трамвая в будущем, это техническое обслуживание вагонов и всей трамвайной инфраструктуры в целом. Дело в том, что на данный момент в Самарканде нет специалистов по обслуживанию и ремонту вагонов и пока не ясно, как будет решаться этот вопрос.

Определенный запас прочности, который в вагоны вложили специалисты из Ташкента в процессе сборки и наладки вагонов после их транспортировки в Самарканд, со временем иссякнет и кто потом будет заниматься вагонами, опять же, не ясно. На данный момент из-за поломок, уже простаивает пара вагонов и недостаток вагонов на линии покрывается за счет наличия большого резерва вагонов в депо.

Улица Туркестанская.
Трамвай в Самарканде

Очень огорчило наличие актов вандализма по отношению к вагонам. На данный момент, в связи с тем, что депо не готово для полноценного обслуживания вагонов, а также нет возможности для самостоятельных маневров по территории депо, вагоны ночуют на кольце у железнодорожного вокзала. И сравнительно недавно, у одного из вагонов утром обнаружили выломанную дверь. Кем и для чего это было сделано установить не удалось, ночью вагоны на кольце находятся без охраны. В итоге вагон пол дня простаивал, до тех пока работоспособность двери не была восстановлена.

Улица Буюк Ипак Йули. Трамвай на одной из центральных улиц Самарканда
Трамвай в Самарканде
Реалии современного Самарканда
Трамвай в Самарканде

В целом же, за Самарканд конечно можно порадоваться, его жители впервые за довольно долгое время получили удобный и комфортабельный вид транспорта, который на данный момент стабильно работает и на первый взгляд по количеству пассажиров перевозит больше чем любой автобусный маршрут Самарканда.

Все возможные положительные эмоции самаркандцев по отношению к трамваю в одном кадре
Трамвай в Самарканде

И хочется надеяться, что со временем Самтрам преодолеет все свои «детские болезни», справится с возникшими проблемами, разрешит все спорные вопросы по многим организационным аспектам и будет развиваться дальше, радуя самаркандцев и изо дня в день предоставляя им возможность быстро и комфортабельно добраться из одной точки города в другую.

Самарканд трамвайный
Трамвай в Самарканде

Что же до личных ощущений, то в целом, они достаточно положительные. Были даже моменты в процессе съемки и во время поездки на вагоне, возле кабины водителя и в общении с ним, когда я ощущал себя словно в старые добрые времена в Ташкенте, но нет… это уже было что-то другое, тоже интересным, увлекательным, где-то даже необычным, но, как было сказано ранее и не моим…

Закат в джизакских горах. Возвращаясь в Ташкент…
Трамвай в Самарканде

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *