Самаркандский трамвай и не только… Продолжение

И снова Самарканд… на этот раз с надеждой, что получиться застать и может быть даже поучаствовать в официальном и торжественном открытии трамвая в Самарканде. Событие обещало быть по истине эпохальным, поэтому несмотря ни на что, настрой был самым положительным.

В этот раз до Самарканда добирались также на машине и соответственно, имели в своем арсенале все те преимущества, которые может предоставить личный транспорт в путешествиях, а именно свободу передвижения и возможность выбора направления. И на сей раз, мы решили по полной использовать все эти преимущества и поехать в Самарканд по старой дороге через Джизак, а заодно заглянуть непосредственно и в сам Джизак — городок, в котором когда-то, несмотря на его сравнительно маленький размер, «водился» троллейбус.

Джизак, одна из центральных улиц, с остатками троллейбусной инфраструктуры. Здесь же в кадре то, на что заменили троллейбус, который, к слову говоря, до самого закрытия был вполне востребованным.
Самаркандский трамвай. Продолжение

В Джизаке, не планировали надолго задерживаться, но планы несколько изменились, когда совершенно внезапно в городе обнаружились два транспортных артефакта из прошлого, за одним из которых пришлось даже погоняться по ухабистым улочкам уютного Джизака.

Один из транспортных артефактов. Старенький ЛАЗ обслуживающий какую-то местную фабрику
Самаркандский трамвай. Продолжение

Еще один старичок, замеченный при попытки покинуть Джизак. В итоге, как было сказано выше, пришлось отклониться от курса и по петлять за ним по городу, чтобы сфотографировать
Самаркандский трамвай. Продолжение

После успешной эпической погони за ЛАЗом, который в итоге был «загнан в угол» где-то на окраине Джизака, мы постепенно стали пробираться к выезду из города в сторону Самарканда, впереди нас ждала фотосессия у «Ворот Тамерлана» и скромные надежды на то, что мы может быть сможем застать там проезд какого-нибудь железнодорожного состава.

К слову, Джизак, как и любой другой провинциальный городок обладает своей уникальной и неповторимой атмосферой, своими плюсами и минусами. Здесь можно проехать и запомнить дороги с повышенной ухабистостью, проявление общей тенденции к «выпиливанию» зеленых насаждений в центре улиц и бульваров, а можно, наоборот, обратить внимание, а если быть точным, почувствовать его незаметный глазу уют, который зачастую формируют люди живущие в городе и который в конечном итоге, является определяющим фактором в том, понравился город или нет.

Тесно контактировать с местными жителями не пришлось, но почему-то запомнилась именно эта, незримая глазу атмосфера, благодаря которой, город запомнился таким уютным и колоритным. Особо впечатлило что-то типа городского парка на холме… В общем, однозначно, городок очень понравился и определенно возникло желание побывать в нем еще раз.

Ну, а пока, впереди нас ждало форсирование ухабистых дорог, по пути к «Воротам Тамерлана» и беглый взгляд на ворота, некогда троллейбусного депо.

Возможность провести фотосъемку у «Ворот Тамерлана» представилась впервые, равно как и случай, просто немного прогуляться по окрестным горам. И здесь, сработал то самый принцип, когда лучше один раз приехать и увидеть самому, чем много раз слышать об этом, но дабы в очередной раз не углубиться в лирику, отмечу лишь, что во время короткой остановки для фотосъемки, судьба, подарила-таки нам возможность заснять железнодорожный состав у «Ворот»

Через «Ворота»
Самаркандский трамвай. Продолжение

Железнодорожная встреча по ту сторону врат
Самаркандский трамвай. Продолжение

Железнодорожный колорит
Самаркандский трамвай. Продолжение

Остаток пути до Самарканда пролетел как-то очень быстро и практически незаметно, вероятно сказались впечатления, полученные во время фотосессии на «Вратах..»

В Самарканде, можно сказать уже по привычке, прямиком отправились к Вокзалу, инспектировать готовность к открытию, которое должно было произойти на следующий день. По прибытии на трамвайное кольцо у вокзала и при беглом его осмотре, стало понятно, что далеко не все готово к предстоящему открытию и стали закрадываться первые сомнения относительно того, что оно состоится.

Готовность первых четырех вагонов, которые заранее были доставлены на кольцо, на вид составляла 100%, как же было по факту, неизвестно и это так и осталось тайной. Порадовало то, что все дефекты и прочие повреждения корпуса были аккуратно устранены и вагоны были полностью укомплектованы.

После этого, традиционно, поехали осматривать всю линию на предмет ее готовности к открытию. Но по пути к массиву Сартепа, наш ждал приятный, в транспортном смысле сюрприз. Очередную партию вагонов в количестве 8-ми штук, доставленных с товарной станции, переставляли с железнодорожных путей путей на трамвайные при помощи массивного железнодорожного крана.

Конечно, такое зрелище не каждый день увидишь и потому оно несколько потрясало своим масштабом и неординарностью.

В перспективе…
Самаркандский трамвай. Продолжение

Перестановка очередного вагона. Глядя на мужичка у столба справа, так и хочется добавить «на это можно смотреть вечно…» :)
Самаркандский трамвай. Продолжение

Если же вкратце описывать этот процесс, то все выглядит следующим образом: Трамвайный вагон, рабочими вручную подгоняется к крану, далее под его основание поддеваются две балки, за которые цепляют тросы и затем вагон полностью поднимают над землей. В подвешенном состоянии, рабочие разворачивают его параллельно трамвайному пути и далее опуская, пытаются попасть тележками в трамвайную колею. После установки на трамвайный путь, вагон опять же вручную отгоняют в сторону и далее принимаются за следующий.

Разворот вагона параллельно трамвайному пути
Самаркандский трамвай. Продолжение

В ожидании перестановки на трамвайный путь
Самаркандский трамвай. Продолжение

«Цивилизация» пришла в цыганский табор
Самаркандский трамвай. Продолжение

Подгонка очередного вагона к крану для перестановки. В кадре дружная и сплоченная работа железнодорожников, которые похоже, не без энтузиазма занимаются нетрадиционной для себя работой 
Самаркандский трамвай. Продолжение

На это тоже, можно смотреть вечно :)
Самаркандский трамвай. Продолжение

Перестановка. Другой ракурс… 
Самаркандский трамвай. Продолжение

Своего рода апогей непринужденности происходящего события. Местные ребятишки помогают рабочим отталкивать вагоны от места перестановки.
Самаркандский трамвай. Продолжение

И кстати, опять же к слову о якобы «проблемности» съемки в Самарканде и в частности строящейся трамвайной линии, разговоры о которой не раз заходили на одном известном транспортном сайте. За все время съемок в т.ч. и процесса перестановки вагонов, к нам ни разу никто даже не подошел, для того чтобы просто поинтересоваться кто мы такие и для чего снимаем, не говоря уж про то, чтобы кто-то, что-то запрещал, даже не смотря на нашу порой чрезмерную фото навязчивость. По ощущениям, как минимум, всем было пофигу.

Родной 3202…
Самаркандский трамвай. Продолжение

Вдоволь насмотревшись на процесс перестановки вагонов, мы наконец-то решили сделать паузу на запоздавший обед, но перед этим заглянули на кольцо Сартепа, куда, как мы предполагали и как подсказывала логика, а также вектор постановки вагонов, должны были отбуксировать все вагоны после завершения процесса установки на трамвайный путь.

Никто из нас на тот момент даже в мыслях не мог предположить, что дальнейшее развитие событий, в последствии напрочь разорвет у нас все существующие шаблоны относительно процесса формирования какой-либо задачи и построения логической цепочки для ее выполнения, но об том позже… а пока, немного прекрасного:

Кольцо Массив «Сартепа»… В плане эстетического оформления, вышло довольно красивым, если не обращать особого внимание на сами, отчасти грубовато уложенные трамвайные пути и спец. части в виде ж/д стрелок, которые были применены на кольце. Правда, пока до конца не понятно, насколько будет возможным переводить такие стрелки ломиком.
Самаркандский трамвай. Продолжение

Во время обеда, в процессе обсуждения, логической цепочки происходящих событий, еще более очевидным становился тот факт, что никакого запланированного и широко анонсированного открытия трамвая в Самарканде, завтра, скорее всего, не будет и максимум на что можно было бы надеяться, это обкатка трамвайной линии. При этом в концепции застольных обсуждений во время которых мы то и дело выглядывали в окно, в ожидании буксировки вагонов на кольцо Сартепа, никак не учитывались те самый дальнейшие события, о которых мы и не предполагали и которые в итоге окончательно поставят крест на наших ожиданиях касательно открытия трамвайной системы.

Поскольку в этот раз поездка растягивалась на два дня, акцент обеденных обсуждений с трамвайной тематики постепенно сместился к более насущным вопросам уходящего дня, в частности, к вопросу поиска гостиницы, к решению которого мы, собственно и приступили после окончания обеда.

Не буду особо вдаваться в описание довольно увлекательного квеста, по поиску не слишком дорогой гостиницы в Самарканде, в процессе которого мы попутно оценивали и восхищались хорошо сохранившейся архитектурой старой некогда русской части Самарканда, где царит свой особый колорит и атмосфера, но в итоге квест был успешно выполнен и мы поспешили вернуться к месту перестановки вагонов для того чтобы, как подсказывала, опять же логика, понаблюдать за процессом буксировки вагонов в сторону кольца Сартепа.

Каково же было наше удивление и, мягко говоря, нецензурное недоумение, когда вернувшись к трамвайной линии, но не доехав до места перестановки вагонов, мы увидели, как все восемь вагонов буксируются, а если быть точнее, толкаются каким-то полуживым трактором в обратную от кольца Сартепа, сторону, т.е. на Вокзал… В последствии, никто из нас так и не смог найти и сопоставить логическую взаимосвязь между перестановкой вагонов на путь в сторону кольца Сартепа и буксировкой их в обратную сторону на Вокзал, туда, где кольцо уже отчасти было занято вагонами, а путевое развитие никак не позволяло, минуя вокзальное кольцо, завернуть вагоны на отчасти готовую линию в депо.

Толкание на Вокзал…
Самаркандский трамвай. Продолжение

И тут остается только догадываться и опять же долго искать разумную взаимосвязь в том, почему поступили именно так? Отчасти, еще как-то можно аргументировать факт постановки вагонов на путь в сторону Сартепы. По фотографиям видно, что кран, которым переставляли вагоны, работал в непосредственной близости от городской линии электропередачи и контактной трамвайной сети в частности, и ему возможно не хватало места для маневра, чтобы поставить вагон на путь в сторону вокзального кольца, с которого, в последствии вагоны можно было бы беспрепятственно завернуть в сторону депо. К тому же, как показал дальнейшей осмотр линии до депо и непосредственно территории будущего депо, вагоны для отстоя а также последующей сборки и приведения их в порядок, можно было бы загнать сразу на территорию депо, благо часть технических путей там уже уложена и они соединены с линией до депо.

В остальном же, трудно найти какую-либо логическую взаимосвязь… Почему вагоны не стали буксировать в сторону массива, где их можно было бы, после разворота по кольцу, в правильном направлении спокойно отбуксировать в депо? Зачем их погнали задним ходом в сторону Вокзала на кольцо, которое уже частично занято другими вагонами, осознавая при этом (или нет?), что в данной ситуации, когда вагоны лишены возможности передвигаться самостоятельно, придется делать не мысленные маневры, для того чтобы как-то вписать и уместить все вагоны в пределах кольца?

В попытке найти ответы на эти и многие другие вопросы, вызванные вышеописанными действиями, выходящими за рамки общепринятых конструктивных норм постановки задач и последующего формирования логического алгоритма для выполнения этих задач и закончился первый день нашего пребывания в Самарканде.

Вагоны же, буксировка которых была прервана, для дальнейшего расцепления и переформирования, в целях предотвращения несанкционированного и неконтролируемого движения всего состава вниз по начинающему уклону так и остались ночевать на этой улице. Ну, а мы лишившись возможности запечатлеть вечерний «спуск» вагонов к вокзалу на одном из самых эпичных склонов будущей линии, решили проникнуться культурной жизнью вечернего Самарканда и тем самым завершить этот нелегкий по некоторым аспектам день.

Вечерний Самарканд и самая освещенная улица города…. благодаря трамваю
Самаркандский трамвай. Продолжение

Следующий день, опуская некоторые его не транспортные нюансы, начался практически с того же эпика, которым он и закончился. Ребята, похоже не искали легких путей и вместо того чтобы глубокой ночью или хотя бы рано утром, когда трафик на улицах будет предельно минимальным, отбуксировать вагоны к вокзалу без каких либо излишних трудностей и привлечения излишнего внимания, начали это делать с утра, когда на улицах уже было полно автотранспорта. Собственно, когда после завтрака мы вернулись к привычным для нас местам, то застали ли там то, чего нас лишили на кануне вечером.

Буксировка вагонов в депо. Плавный спуск по склону, во время которого трактор не толкал, с при помощи троса сдерживал два вагона, спускавшихся вниз по склону. Не сложно представить что было бы, если бы трос при этом оборвался…
Самаркандский трамвай. Продолжение

После этого, окончательно стало понятно, что никакого торжественного запуска трамвайного движения сегодня уже не предвидится.
Объективно оно и правильно, потому как линия, да и вся сопутствующая инфраструктура, не были подготовлены для открытия полноценного трамвайного движения: остановочные павильоны в процессе постройки; какая-либо дорожная разметка или знаки, обозначающие место остановки вагона для высадки/посадки пассажиров на совмещенном дорожном полотне — отсутствуют; равно как отсутствуют разметка или знаки оповещающие водителей автомобилей о местах высадки или посадки пассажиров в тех или иных местах на дороге. Ну и самое главное —  полноценная обкатка линии так и не проводилась. И в свете событий дня наступившего, была маленькая надежда на то, что она произойдет хотя бы сегодня.

Буксировка на вокзал
Самаркандский трамвай. Продолжение

В перерывах между трамваями… вездесущие Исузы, буквально, транспортный символ Самарканда
Самаркандский трамвай. Продолжение

На подъезде к вокзалу в ожидании дальнейших указаний… Как и ожидалось, по прибытии на вокзал, встал вполне резонный вопрос: «А что дальше?»
Самаркандский трамвай. Продолжение

3203 на вокзальном кольце. Собранный и визуально готовый прямо сейчас отправиться хотя бы на обкатку
Самаркандский трамвай. Продолжение

И снова возвращаясь к прекрасному. Эпизод оформления трамвайного кольца у железнодорожного вокзала. Нельзя не согласиться, эстетически, действительно, очень красиво, тем более в купе с Варио
Самаркандский трамвай. Продолжение

Небольшой фотосет на фоне Варио
Самаркандский трамвай. Продолжение

С учетом сложившейся ситуации, вызванной крайне нелогичными действиями, совершенными накануне, было принято вполне очевидное и в данном случае единственно верное решение: развернуть вагоны задним ходом по кольцу и отбуксировать их до стрелки, ведущей в депо. Но тут как говориться «легко сказка сказывается, да нелегко дело делается…»  Дело в том, что вагоны, уже стоявшие на кольце и занимающие большую его часть, в том числе и стрелку, позволяющую попасть на малый круг кольца, не позволяли вновь прибывшему «пополнению» беспрепятственно проследовать по кольцу задним ходом. Соответственно, был собран консилиум, призванный найти выход из сложившейся ситуации.

Выход в итоге был найден, правда, за основу взяли сценарий дня предыдущего, в котором логика, равно как и здравый смысл последующих действий, отсутствовал напрочь, либо мы так до конца и не поняли глубинную сущность последующих процессов.

В общем, сценарий развития дальнейших действий был следующим: часть готовых выгонов, занимающих кольцо, было принято переместить на малый круг, освободив при этом большой для проезда прибывших вагонов, а ту часть, которая не поместиться на малый круг, аналогично, задним ходом вытолкнуть за пределы кольца и отбуксировать дальше по линии до тех пор, пока хватит расстояния для маневров с новыми вагонами для перемещения их к линии в депо…

Вероятно, примерно таким должен был момент открытия трамвая. На заднем плане трактор выкатывает с кольца первый готовый вагон, для того чтобы затолкать его на малый круг кольца, все дружно за этим наблюдают.
Самаркандский трамвай. Продолжение

В конечном итоге, только три вагона смогли разместить на малом круге кольце, два других готовых и все вновь прибывшие, полу трактором, полу вручную, задом прогонялись по большому кольцу и перемещались до стрелки ведущей в депо.

И снова ручной труд и бойкие железнодорожники… выталкивание вагоны с кольца, для дальнейшей буксировки дальше по линии
Самаркандский трамвай. Продолжение

Очередной мозговой штурм… 
Самаркандский трамвай. Продолжение

В процессе очередной попытки поймать интересный кадр транспортировки вагонов, я услышал, как меня кто-то позвал, высунувшись из форточки одного из вагонов, стоявших на кольце. Оказалось это были наши ребята из Ташкента, те кто решился поехать в Самарканд открывать трамвайное движение. Касательно именно самаркандского трамвая, эта встреча с нашими, была наверное одним из самых теплых и приятных моментов в эту поездку, причем как для меня так и для них. В приятной, хоть и не слишком продолжительной беседе, слегка поностальгировали об ушедшей ташкентской трамвайной эпохе и поговорили о туманном будущем самаркандской, которая со дня на день грозилась вступить в свои права.

Напоследок, перед расставанием, вручили теперь уже самаркандским трамвайщикам в качестве презента на несостоявшееся открытие, салонные схемы с новой линией для вагонов и стали потихоньку собираться в обратный путь.

Непосредственно перед отъездом, напоследок также традиционно проинспектировали почти готовую линию до депо и строительство самого депо.

Улица Рудаки. Подготовка к асфальтированию. Здесь линия также, будет полностью совмещенной
Самаркандский трамвай. Продолжение

Улица Рудаки. Перспектива линии к депо
Самаркандский трамвай. Продолжение

Территория будущего депо
Самаркандский трамвай. Продолжение

Вид со стороны въезда
Самаркандский трамвай. Продолжение

На этом собственно и все… К сожалению, планам по должному освещению такого эпохального события как открытие самаркандской трамвайной системы, в этот раз сбыться не удалось, также опечалил и тот факт, что не удалось застать даже обкатку. Но зато удалось застать и понаблюдать другие, не менее интересные и эпичные транспортные и не только события, которые, того стоили. Так что, в целом, можно смело констатировать тот факт, что поездка оказалась очень продуктивной и несомненно увлекательной…

Где-то под Чиназом...В прошлый раз начинал с аистов, в этот раз заканчиваю :)
Самаркандский трамвай. Продолжение

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *