Украинское рандеву

В очередной раз, с вашего позволения, позволю себе выйти за пределы основной территориальной тематики данного сайта и погрузиться в описание транспортной системы другой страны… ну, как видно из названия темы, в этот раз речь пойдет об Украине и, в частности, о таких городах как Киев и Каменец-Подольский.

И хотя в самом начале, по прибытии туда, я зарекся, что хотя бы в отпуске не буду бегать за трамваями, троллейбусами и прочей транспортной «живностью», а заниматься больше культурным просвещением и неспешными прогулками по тихим улочкам, моего обещания для самого себя хватило не больше чем на три дня, а потом любопытство и любимое увлечение, взяли-таки свое. В итоге, львиная доля отпуска была потрачена как раз-таки на изыскания и фотосъемку именно в транспортной сфере… Но в этом тоже были свои определенные плюсы потому, что в ходе моих транспортных «исследований», я добирался до таких мест, где раньше бывать не приходилось. Облазил в итоге чуть ли не пол города пешком и увидел не мало красивых мест.
Ну, заниматься подробным описанием транспортной системы Киева с раскладкой по маршрутам, подвижному составу и прочей детализацией, я думаю, нет смысла, люди увлекающиеся транспортом, в том числе и других городов, наверняка знают о существовании в этом городе автобусов, троллейбусов, трамваев и даже метро… Поэтому, я больше сделаю акцент на своих наблюдениях и впечатлениях относительно работы общественного транспорта Киева, а также на различиях с Ташкентом, благо таких наберется не мало, хотя есть и определенные сходства. Итак, поехали…

Южный он же Центральный Вокзал. Вид на привокзальную площадь.

По традиции, повествование начну с того вида транспорта, представители которого наиболее часто мелькают перед глазами. И тут Киев, не особо отличился от других городов СНГ, в том плане, что здесь доминирующим наземным видом транспорта является маршрутное такси и автобусы, подвижной состав которых состоит из автобусов местного производства: Богданы, Эталоны, Рута и даже какие-то Иваны (Ivan) попадались… в общем, тот еще «зверинец», далеко не лучшего исполнения и качества, но зато свое…

Типичные представители «маршруточного» семейства города местного производства

Богданы

Руты

Эталоны

Ну, доминантность данного вида транспорта вполне очевидна, причем выражается она не в скорости передвижения (при киевских, пробках, как говориться, быстрее чем на метро никак не получится), а в цене, которую потенциальный пассажир может заплатить при передвижении из пункта А в пункт Б.

Сеть маршрутных такси в городе является куда более развитой и протяженной, нежели сети трамваев, троллейбусов или даже обычных автобусов, которые проигрывают маршруткам как раз в том, что протяженность большинства городских маршрутов является не очень длинной. Естественно, пассажиры охотно пользуются маршрутками, просто потому, что частенько получается дешевле доехать куда-то одной маршруткой, нежели двумя автобусами или троллейбусом и трамваем, особенно актуальным это является, если ехать из центра киевкуда-то на окраину и на оборот…

Богдан А144.5 Еще один более габаритный представитель киевского «таксобуса»

Ну, если говорить о каких-то отличительных от Ташкента особенностях, то в Киеве присутствует такое отчасти уникальное явление, как очередь на маршрутку, в частности, на сидячие места. Образуется она обычно в часы пик на конечных остановках маршрутных такси. Преимущественно те пассажиры, которым ехать достаточно далеко и которые не хотят стоя простаивать (пардон за тавтологию) в вечерних или утренних пробках, занимают друг за другом очередь на конкретный номер маршрутного такси и именно на сидячие места. Когда подъезжает автобус, пассажиры без толкотни и давки спокойно заходят в него и занимают свободные места до тех пор, пока они не закончатся, после этого попасть в автобус можно уже без очереди, но как говориться, уже только на стоячие места.

Но нужно отметить, что по большому счету, есть смысл пропустить два и даже три автобуса, стоя в такой очереди, чтобы потом нормально доехать до дома, потому как интенсивность движения маршруток в часы пик достаточно высокая (не более 10 минут) и ходят они допоздна…

По очереди…

И завершая разговор о маршрутках отмечу, что за все время моего пребывания в Киеве, маршрутками воспользоваться не разу не пришлось, все же предпочитал альтернативы в виде электротранспорта.
Проезд в маршрутном такси на сентябрь 2011 года составлял в среднем 2,5 гривны в пределах города, за его пределами — согласно уже другой тарификации.
Оплата за проезд осуществляется сразу при входе, на конечных остановках, после посадки пассажиров, салон обилечивает сам водитель.

Улица Фрунзе. Транспортная повседневность…

Буду очень немногословен в разговоре о таком виде общественного транспорта Киева, как автобусы БВ и ОБВ коих в городе видеть, почему-то, приходилось не очень часто. И это не смотря на достаточно обширную по охвату схему автобусных маршрутов. У меня не наберется даже десятка фотографий этого вида общественного транспорта, представленного в основном в виде МАЗов, ЛАЗов и других отдельных неизвестных «личностей» в виде «Еврохлама» которые приходилось видеть на окраинах города.

Редкий и уникальный кадр для Киева. Четверка МАЗов маршрута 556 на конечной остановке «Метро Лукьяновская». Маршрут пригородный, соответственно плата за проезд выше, чем в обычных автобусах, ну и по ходу, проездные карточки также не действительны.

К/ст «Метро Лукьяновская»

Опять же, для меня автобусы не являлись востребованным видом ОТ в силу того, что маршруты являются не очень длинными и, как правило, выполняют перевозки от какого-нибудь городского квартала, до какой-нибудь станции метро и не дальше. С одной стороны, может это и правильно, смысл гонять автобус неизвестно куда через весь город, как у нас, если есть хорошо развитая сеть метро? А с другой, в силу вот такой вот ущербности в масштабах города, автобусы проигрывают маршруткам, на которой можно уехать в два, а то и в три раза дальше без пересадки на метро или другой маршрут ОТ, соответственно заплатив меньше.

«Иностранец» на дорогах Киева

Хотя, может автобусы потому и попадались мне редко, что я не особо заострял на них внимания, все же больше привлекала фотосъемка именно электротранспорта и, если уж быть совсем точным, то по большей части — трамваев. Но о них чуточку позже, а сейчас немного о киевских троллейбусах.

К/ст Метро «Петровка»

Как ни странно, но среди большого количества маршруток, троллейбусы прекрасно себя чувствуют на городских улицах и даже пользуются популярностью, отчасти благодаря тому, что сохранены маршруты с окраин города в центр. Кстати, вот тут отмечу, что в отличие от обычных автобусов, троллейбус меня действительно несколько раз очень сильно выручал и я не однократно пользовался им не только для того чтобы покататься, а именно по делу.

МАЗ-103Т. Воздухофлотский проспект

По большому счету, за киевский троллейбус можно только порадоваться, хотя, для меня лично остался несколько загадочным режим работы. Ну, во-первых, интервалы порой очень уж своеобразные оказывались и почему так, для меня осталось невыясненным, да и не пытался, честно говоря. Вполне возможно, что виной всему банальные пробки.
На 18-м маршруте, как-то доводилось наблюдать картину, когда в течении 20 минут в сторону центра города проезжали три, а то и четыре троллейбуса с интервалом в 3-4 минуты, причем, все заполненные. В другую сторону ни одного, а затем буквально тут же наоборот — из центра три-четыре подряд, да еще и битком, а в сторону центра ни одного в течении 18-ти минут… Была у меня еще одна отчасти фантастическая версия, что в управлении все же просчитывали пассажиропотоки по времени и поэтому сделали такие неординарные интервалы, но… так это или нет, доподлинно неизвестно, да и потом наблюдалось это только на одном маршруте.

ЮМЗ Т2 на Московском Мосту

Во-вторых, один раз попал в ситуацию, когда выяснилось, что есть маршруты, судя по всему, мало востребованные, которые не работают по воскресеньям. Сначала я подумал, что это у меня карта с маршрутами такая устаревшая и с нее не убрали закрытый маршрут, потому что троллейбусов в течении 25 минут не было ни в какую сторону, но буквально на следующий день, уже в понедельник, на этой же остановке довелось наблюдать машины нужного мне маршрута… опять же, я не стал вдаваться в подробности, действительно ли по воскресеньям они не работают или это только мне так повезло…

ЛАЗ E301D1. К/ст Майдан Незалежности

Если же говорить о подвижном составе, то на сегодняшний момент в Киеве он достаточно разнообразный, тут и ЛАЗы различных модификаций и МАЗы и ЮМЗ и известные нам ташкентцам — Шкоды. Хотя, последние, судя по всему, потихоньку доживают свой век по большей части на окраине города. В центре ни разу не увидел ни одной Шкоды и чтобы хоть ненадолго воскресить в памяти воспоминания о ташкентском троллейбусе, пару раз выбирался на окраину города, где их еще пока можно застать, но, увы, выглядят они не самым лучшим образом, не берегут их там, а похоже, наоборот…

Киевские Шкоды

Киевские Шкоды

Ну, и в завершении разговора о троллейбусах, небольшая ложка дегтя в бочку со сгущенкой… Достаточно большим минусом для такого мегаполиса как Киев, является отсутствие должного внимания к эстетическому состоянию подвижного состава, причем, касательно не только троллейбусов. В частности, здесь активно практикуется замена выбитых стекол листом металла и если снаружи это как-то умудряются замазать краской или рекламой, то внутри это все остается грязным ржавым и естественно, очень неприглядным. Вот тут непонятно, то ли в Киеве дефицит стекол, то ли конструкция ПС не позволяет туда повторно воткнуть стекло?! Это было таким, достаточно жутким контрастом, когда заходишь в шикарный, можно даже сказать, новый троллейбус и лицом утыкаешься в лист ржавого метала, да еще и хорошо прогретый солнцем, как в какой-то сарай зашел, ей богу… и таких «сараев» по городу ездит достаточно много. В мою бытность, я не помню, чтобы у нас в Ташкенте до такого когда-либо опускались…
В трамваях такого видеть не приходилось, почему только троллейбусы и автобусы так «латают»?

Та самая ложка дегтя… в салоне троллейбуса

Ну, и перед тем как перейти к трамвайной теме, переместимся ненадолго на Запад Украины, поближе к городу Каменец-Подольский, в окрестности поселков Шатава и Маков, где проходили мои сельские каникулы.

Хмельницкое шоссе. Кстати, не частый нынче гость на данной дороге… Всего в данной области осталось около 4-5 Икарусов.

Икарус 250 на маршруте Бердичев — Черновцы

В непосредственной близости от указанных мест электротранспорта не было, но, тем не менее, и тут процесс отдыха был насыщен транспортными событиями.
Буквально в первой же вечер выяснилось, что в поселке Маков имеется старенький ЛАЗ-695Н, который работает по маршруту Маков — Каменец-Подольский и забегая вперед отмечу, что в последствии, в течении двух недель именно он был самым популярным объектом для съемки на фоне сельских пейзажей.

Первая встреча…

С первым водителем автобуса (всего их два) Петром Николаевичем познакомились достаточно быстро, причем, по его инициативе, когда после очередного кадра он остановил возле меня автобус и спросил, чего это я его все фотографирую и фотографирую? Удивило то, что он вполне адекватно и даже как-то с восхищением отреагировал на то, что я являюсь транспортным любителем, обычно люди часто с непониманием смотрят, когда говоришь об этом.
С тех пор, потом частенько приходилось гостить у него дома, обычно он же меня туда и привозил на этом автобусе, после его последнего рейса и моих вечерних «покатушек» на этом ЛАЗе.
-Сирожко, ты никак опять покататься решил? — С улыбкой говорил Петро, когда я в очередной раз садился в его автобус. Ну, катал разумеется бесплатно, а потом даже и за проезд перестал деньги брать, если я ехал с ним в Каменец-Подольский.

Пробираясь рано утром на маршрут

 

Несмотря на то, что автобус частный, некоторую неофициальную прописку он имеет в Каменец-Подольском АТП, где и проходит обслуживание. Я, увы, так и не нашел времени, выбраться туда и, как позже выяснилось, зря. Как раз во время моего пребывания там, «под нож» пустили последний ЛиАЗ-677 aka «Луноход».

В самом Каменце, также повальная «маршрутизация», хотя имеется несколько центральных маршрутов состоящих из автобусов БВ и даже ОБВ, причем Мерседесов 0405, 0405N и одного МАНа, которые согласно надписям на бортах были подарены городу каким-то чиновником.

Мерседес О405N на 21-м маршруте

Всего их в город пришло порядка 10 штук и вроде как все новые, но на самом деле водители говорят, что все автобусы б/у, просто в очень хорошем техническом и эстетическом состоянии.
С выпусками на маршрут и интервалами ситуация очень непонятная, два маршрута состоят вообще только из одного автобуса, остальные из двух-трех, интервалы, естественно, соответствующие, от получаса до часа включительно.
Как позже выяснилось, все эти маршруты, дублируемые маршрутками, являются социальными, то есть, в основном для пенсионеров, которые проезд не оплачивают, ну или для тех пассажиров, которые не хотят переплачивать за маршрутку, проезд в которой стоит дороже.

Кстати, один из самых красивых маршрутов, в том плане, что он отчасти проходит по старому городу — место «паломничества» многих туристов. Я наверное один из немногих, кто ездил в старый город для того, чтобы по фотографировать не сам город, а автобусы на фоне старогородских построек.

Мерседес О405 на 23 маршруте

Мерседес О405 на 23 маршруте

Вот, как раз один из тех маршрутов, который состоит из одного автобуса, интервал движения ровно один час, хотя те, кто им постоянно пользуется, возможно знают расписание его движения и подходят к остановке перед его приездом.

Своеобразный транспортный контраст на центральной улице старого города

Делая небольшое лирическое отступление, отмечу, что старый Каменец, действительно, очень красивое и уютное место. Здесь есть на что посмотреть и чем полюбоваться, тем более, что он сохранил свой исторический облик и не испорчен современной застройкой. А мне же, он запомнился еще и тем, что из-за большого количества разных церквушек тут в каждом переулке и на каждой улочке стоит запах ладана и восковых свечей…

Старая Фортеция

Одна из центральных улиц после небольшого дождя

Последний транспортный кадр, сделанный в Каменец-Подольском.

«Гармошка»

Чуть позже, уже, под конец моего пребывания в Макове, удалось познакомиться и со вторым водителем ЛАЗа — Николаем и узнать от него, практически, полную историю второго рождения этой машины.
Автобус 1984 года выпуска и в былые времена, в основном, занимался развозкой студентов на поля для сбора овощей. Базировался в АТП Каменец-Подольска. После развала Союза и его поломки долго простаивал так как попытки ремонта ни к чему не привели, двигатель разобрали, но починить не смогли и в разобранном виде закинули в салон.

Салон

В последствии, Николай выкупил этот автобус и приволок его в Маков, где 3 года собственноручно собирал его с еще одним механиком. После — покрасили, обновили салон и выпустили его на 72-й маршрут Маков — Каменец-Подольский, вместо старого ПАЗика который ездил до него.
Во время перерегистрации в ГАИ, с ним произошел один очень интересный казус. При оформлении, в документе была допущена ошибка — вместо ЛАЗ написали ПАЗ. И когда автобус принимали в ГАИ указали на то, что число мест для сидения не соответствует модели автобуса, и попросили устранить это «недоразумение». Заниматься по новой бюрократической волокитой не стали, а просто убрали в салоне два предпоследних ряда сидений, тем самым «превратив» ЛАЗ в ПАЗ.
Когда водитель рассказывал мне эту историю, я думал он шутит, а на деле же это оказалось чистой правдой.

Там где водятся ЛАЗы

На данный момент, автобус находится в прекрасном техническом и эстетическом состоянии, потому что оба водителя за ним очень хорошо следят. Ну еще бы… как мне сказал Петро: «Это кормилец наш…» Вообще, интересно было слушать его суждения по этому поводу, в которых он выказывал заботу не только об автобусе, а в первую очередь о тех, кто его утром будет ждать для того, чтобы поехать на работу или куда-то по делам: «А иначе, как потом людям в глаза смотреть?»
Ну, к слову о том, что если действительно не приедет, что конечно не дай Бог, то тогда придется идти 4 км через поселок до Хмельницкого шоссе, ну, а там уже на любом проходящем мимо автобусе.

Перед отъездом из Макова назад в Киев, благодаря технической поддержке, которую мне оказал Валентин еще в Киеве, я смог сделать для водителей фотографии и календари с фотографиями их автобуса. Тут в особенности, очень был рад Петро, потому что, как он мне признался в последний день нашей встречи, ему скоро придется отойти от управлением автобусом, а сохранить память о машине, которой управлял пять лет, очень уж хотелось.

Последний взгляд. По моей просьбе, Николай подогнал автобус ближе к лесу, который начинался сразу за поселком, уж очень мне хотелось сфотографировать его именно здесь.

Последний взгляд

Ну что же, вернемся назад в Киев, к разговору о транспортной системе этого города, в частности, теперь уже о трамваях, коих я наснимал не мало… Вообще, если говорить о фотосъемке, то в Киеве, из-за большого количества людей и машин, очень сложно работать — постоянно кто-то лезет в кадр и все портит. Свой первый нормальный снимок трамвая я сделал только на третий день пребывания в Киеве и эта была техпомощь.

Поскольку в Киеве линейные вагоны не таскают до депо своих сломанных «коллег» этим занимается специальные вагоны техпомощи.

Трамвайная тех.помощь

В отличие от троллейбусов, киевские трамваи, судя по всему, переживают далеко не лучшие времена. Отчасти, его судьба напоминает судьбу ташкентского — из центра его потихоньку все больше смещают на окраины. Но, несмотря на это, он не особо сильно теряет свою востребованность и все же пользуется популярностью там, куда его перекидывают.

Ушедшая в историю линия на Набережной…

Демонтаж линии на Набережной

Подвижной состав, тоже достаточно разнообразный и, в общем-то, меня, не искушенного и не избалованного типами ПС ташкентского любителя, очень впечатлил, хотя работает все это разнообразие только на маршрутах скоростного трамвая.
В первый же день своего приезда, выйдя из дома, побежал на свое, можно уже сказать «родное» «старовокзальное» кольцо и в течении пяти минут стоял и просто наблюдал за красненькими Т3, которые то и дело поскрипывая колесами, проезжали мимо меня… да уж, конечно же в памяти по детским воспоминаниям всплыла «ташкентская семерка» на Руставели, хотя, как давно это было.

Трамвайная жизнь, здесь кипит и бурлит почти всегда и ненадолго затихает лишь с наступлением ночи. И отсюда же начинается линия скоростного трамвая.

Старовокзальная улица и въезд на трамвайное кольцо

Кстати, обратите внимание на трамвайное полотно. Данная неординарная конструкция представляет собой бетонную плиту, на которой в желобе лежат рельсы, причем на резиновой подушке. За счет этого, а также за счет отсутствия стыков, трамвай по данному пути проходит практически бесшумно.
Сколько не разглядывал этот участок пути, так и не нашел места сварки стыка, сделано очень аккуратно, ну и плюс ко всему красиво… Что же касается бесшумности, то узнать о приближении трамвая можно только по работе электродвигателя или мотор-вентилятора у Т3, ну, а громыхающих тележек, я там практически не встречал… Уж чего-чего, а техническое состояние вагонов киевского трамвая по большей части все же в разы лучше ташкентского.

Фотозарисовка на Старовокзальной улице

Коротко «пробегусь» своим скромным мнением, по всем типам вагонов, с которыми пришлось столкнуться в Киеве.
И начну с тех, что встречаются практически повсеместно — Т3 и Т3М, они же Т6В5.

К/ст Контрактова Площадь

Если же говорить об эстетическом состоянии вагонов данного типа, то тут все очень неоднозначно. Среди них есть и совсем старые вагоны, которые что внешне, что внутренне выглядят, не очень презентабельно. Есть наоборот такие, которые прошли капитальный ремонт и выглядят просто прекрасно, то же самое касается и Т6В5. Единственное что, окрас вагонов Т3М мне нравится больше ташкентский, т.е. зелено-белый, видеть красно-белые киевские было очень не привычно. Ну и салон у Т3М, мне кажется все же более уютный, чем у Т3.
По техническому состоянию каких-то существенных нареканий нет, были лишь единичные случаи, когда доводилось видеть слегка громыхающий вагон и то, если сравнивать с Ташкентом, то это было в пределах нормы и единственное что порой раздражало, это чрезмерно шумный мотор-вентилятор у Т3.

Вагон 5952. Киевский аналог, ташкентского 2731

Вагон серии KT3UA — изобретение киевских трамвайных мастеров, более известное под названием «Кобра», она же змейка, трехсекционный вагон со средней низкопольной секцией, сделанный из двух татр Т3. Ну, что тут скажешь… оригинально, конечно очень необычно, цветовая гамма, состоящая из цветов национального флага, понравилась, но ИМХО, очень сильно просматривается топорность сборки, мне кажется, могли бы сделать более аккуратно. В полемике с коллегами, относительно их топорности, сошлись на мнении, что «хотя бы так»… В технических характеристиках ничего особенного нет, та же Т3 только с измененным дизайном.

KT3UA

Также посчастливилось в живую лицезреть, а позже и прокатиться на трамвайном изобретении из Петербурга — 71-154М, он же ЛВС, и он же еще один трехсекционник, с частично низким полом. Мнение о нем сложилось тоже очень неоднозначное: Да, красивый, да, современный и оригинальный, но, техническим характеристикам минус в том, что вагон сильно вибрирует при торможении, вызывая не очень приятные ощущения. Относительно хода нареканий нет, едет очень плавно, скорость набирает достаточно быстро.

Начало салона за поворотом… Фотографий внешнего вида у меня хороших не нашлось. Очень уж неуловимым оказался этот «червь», плюс еще ко всему- с непонятным режимом работы. Отъездив круг, чухает в депо и неизвестно когда оттуда выползет.

Салон вагона 71-154М

Ну, и наконец, несколько слов еще об одном типе вагонов, которые эксплуатируются на линии скоростного трамвая — K1 и модификация К1М8, трехсекционник, они же, в определенных кругах известны как «Кердивары» — название произошедшее от фамилии ген. директора Татра-Юг, собственно где эти вагоны и выпускались.
Внешним видом и оригинальной окраской мне очень понравились и несмотря на то, что они были сделаны на базе Т6В5 и внешне даже прорисовывается схожесть с ними, есть у них все же какая-то своя отличительная изюминка, которая и заставляет восхищаться ими.
Но свою поездку на них все как-то откладывал по разным причинам и буквально уже в последний день, утречком решил прокатиться на них. Впоследствии понял, как много я потерял, потому что, по моему мнению, согласно ходовым характеристикам это одни из лучших вагонов, который ездит по киевским рельсам. Великолепный ход, набор скорости и торможение без каких-либо посторонних шумов и вибрации, плюс ко всему, качество сборки на достаточно высоком уровне, проще говоря, нет той топорности, которая чрезмерно сильно прорисовывается в «Кобрах». Хотя сравнивать, конечно, бессмысленно, потому что изготавливались вагоны в разных местах и в разных условиях.

К1М8 (500)

К1 (СМЕ 326+320)

Отдельного внимания заслуживает линия скоростного трамвая, которая совсем недавно была отреставрирована, и при мне еще заканчивалось оформление некоторых станций.
Ну, для тех, кто не учил мат. часть относительно того что такое СТ, в двух словах поясню, это вовсе не значит что трамваи по путям носятся как угорелые, соревнуясь в скорости перемещения от точки А до точки Г с промежуточными Б и В, а это прежде всего выражается в том, что трамвайная линия находится обособленно от проезжей части и огорожена забором так, чтобы ее в произвольных местах не пересекали люди и иные любители перебегать дорогу где попало и как попало, что позволяет трамваю набирать и стабильно держать довольно высокую скорость между остановками.

Линия скоростного трамвая в Киеве

Ну, по большому счету, «забор» это громко сказано, скорее это легкое ограждение, выполненное в такой цветовой гамме, что оно не сильно бросается в глаза и не напрягает своим присутствием.
Входы и выходы на станции выполнены в виде наземных или подземных переходов, оборудованные турникетами, как в метро. Причем по мне, хотя я слышал другие, менее лестные отзывы, станции, а также все подходы к ним выполнены на достаточно высоком уровне и соответствуют современным стандартам, грубо говоря, приятно пользоваться плодами цивилизации, во всяком случае, мне, не особо избалованному этими плодами.

Вот так выглядят практически все станции скоростной ветки. Просто, лаконично и со вкусом…

На большинстве станций, имеется специальной информационное табло, по типу того, что весит в метрополитене, на котором обозначен интервал (в минутах) до прибытия следующего трамвая, а также до какой конечной он следует.

Сверху, в данный момент указано текущее время и дата, также здесь отображается название текущей станции. Ниже, слева направо, номер маршрута, конечная до которой следует маршрут и далее интервалы, через которые приедет первый вагон и следующий за ним.

Информационное табло на станциях СТ

С интервалами тут проблем никаких нет, СМЕ одного из двух маршрутов обязательно подъедет к станции в течении двух минут. Нередки были случаи, когда сразу две сцепки вместе подъезжали. Тут уж, я лично, садился в тот вагон, который был посвободнее, тем более, оба маршрута почти полностью дублируют друг друга и отличаются конечными на одном конце маршрута.
Такое понятие как «оттяжка» на СТ отсутствует напрочь. Способ оплаты тут аналогичен тому что в метро: для того чтобы попасть на станцию, нужно обязательно купить билет и пропустить его через турникет, плюс ко всему, в салоне установлены GPS приемники и диспетчер прекрасно осведомлен о местонахождении каждого вагона, а также о том, с какой скоростью он едет.

Взгляд со стороны

Кстати, если уж говорить о скоростях, то средняя скорость движения СТ 35-40 км/ч. Иногда поднимается до 45-50 км/ч, но не выше. Если так посмотреть, то многие ташкентские трамваи порой ездят с такой средней скоростью. Правда на наших путях при этом вагон нещадно качает, а пассажиров «кидает из угла в угол» а там, он едет даже не покачиваясь… потому как линия построена на совесть.
Ну, к качеству выполненных работ, по строительству, вернее реконструкции СТ, вообще грех придираться, потому что строили достаточно долго и основательно. В итоге линия получилась почти идеально ровной и ездить по ней одно удовольствие, находясь в вагоне, чувствуешь себя очень конформно и без напряга, в ожидании того, что тебя в любой момент может кинуть в сторону на каком-нибудь стыке.

Термокомпенсированный стык на скоростной линии. В принципе, это то, что должно было быть у нас на МКАДе

Маленькая изюминка линии СТ, которая меня очень уж умилила — дугообразные консоли на которых подвешена КС,  смотрится очень необычно.

Единственный гордый «одиночка», который ездит на СТ. Все остальные — СМЕ

Кстати говоря, упомянутое выше «Старовокзальное» трамвайное кольцо, это место, где пересекаются и «кольцуются» маршруты скоростного и обычного трамвая. Некоторая особенность его заключается в том, что это как бы кольцо в кольце, где СТ и обычный трамвай используют разные, определенные для каждого из них, разворотные кольца и платформы для высадки и посадки пассажиров.
На вид вроде не шибко большое, но тут все прекрасно разъезжаются, плюс ко всему прочему, тут еще и маршрутки умудряются парковаться между путями.

К разговору о пассажирапотоках. К/ст Старовокзальная. Платформа скоростного трамвая. Время 19:30

И возвращаясь к разговору об обычном трамвае, отмечу что в отличие от СТ, здесь хоть и не часто, но доводилось наблюдать как киевские трамваи «грешат» «оттяжками» и довольно длительными простоями на узловых остановках. Что же касается скорости передвижения по городским улицам, то зачастую она намного ниже ташкентской и бывало так, что я просто уставал ехать в трамвае, ловя себя на мысли, что ташкентские трамваи, даже с оттяжками, в целом движутся намного быстрее. Во всяком случае, сейчас у нас практически нет улиц где бы они могли стоять в пробке вместе с потоком машин.

Подольское трамвайное депо. Главный вход

Территория депо и последние дни существования какого-то вагона

В целом, трамвайное «хозяйство» города выглядит несколько лучше, чем в Ташкенте. Что касается контактной сети, то это небо и земля по сравнению с нами: веревку пантографа вагоновожатые там не дергают на каждом повороте, а сами пантографы не рвут КС и не «заваливаются» от зацепов.
Состояние путевого хозяйства чуть лучше ташкентского, хотя в некоторых местах все же удалось видеть расшатанные стыки и легкую кривизну рельс на прямых участках.

Улица Дмитриевская. Пока еще «трамвайная», но и здесь грозятся в скором времени трамвайные пути пустить под демонтаж

Ну и завершая разговор о киевских трамваях, вкратце упомяну о еще двух своих, сугубо трамвайных экспедициях, для которых отдельно пришлось выбирать время, но в принципе, в конечном счете, оно того стоило.

Первая — это экспедиция на левый берег, а если быть точнее на улицу Ташкентскую, даже несмотря на то, что она находиться на окраине города и достаточно далеко от того места где мне обычно приходилось бывать.
Ну, тут конечно… побывать в Киеве и не заглянуть на Ташкентскую, это ж как себя не уважать, ну и потом все же тяга к родному дала о себе знать и подтолкнула на это «путешествие».

Аншлаг на трамвайной остановке. Ташкентская улица

И как только я оказался на этой улице, сразу подумал: «Ну, точно Ташкентская… прям как специально старались, ретроспективу создавали». Тихая, уютная, можно сказать родная, и вся застроена частным сектором, что до сих пор во многом актуально для Ташкента, ну и плюс ко всему еще и трамвайная.
С удовольствием прогулялся по ней, а после и посидел на скамеечке возле какого-то дома, вспоминая о родном городе. Не удивлюсь, если в конечном итоге выяснилось бы, что где-то тут живут какие-нибудь ташкентцы.

Улица Ташкентская

Перспектива Ташкентской улицы

Несколько позже, тут на левом берегу, я сделал для себя еще одно открытие, которое я по праву, назвал для себя «открытием месяца». Если про Ташкентскую улицу я слышал и ранее, то про проспект Алишера Навои… Ну, вот уж чего не знал, того, действительно, не знал и очень неожиданно, но самое главное очень приятно было видеть:

Проспект Алишера Навои

По-своему, очень уютная и красивая улица, хотя и ни ничем транспортным не примечательна. Трамвайных или троллейбусных линий тут нет, удалось только углядеть конечную одной маршрутки.

Кстати, стоит упомянуть о том, что трамвайная линия на Левом берегу никак не связана с линией на Правом берегу, обе ветки существуют независимо друг от друга.

В мире желтого

И вторая экспедиция, которая планировалась тоже очень долго и состоялась также в последние дни моего отпуска, это поездка в лесной массив Пуща-Водица через который проходит трамвайная линия. Словосочетание «трамвайные рельсы в лесу» уже само по себе звучит очень необычно.

Красно-белое среди зеленого

В целом, несколько двойственное впечатление сложилось от этой поездки, хотя, конечно, положительных эмоций было куда больше, нежели отрицательных, которые были вызваны лишь тем, что мой фотоаппарат оказался неспособным в пасмурную погоду, которая была в тот день, делать качественные и четкие снимки. Увы, большая часть снимков оказалось просто смазанной.
Ну, а из приятного это то, что удалось побывать в настоящем лесу, да еще и в осеннем, где на тот момент началось настоящее буйство красок, с переходами от зеленого к ярко-желтому, оранжевому и в конец к огненно-красному.

Пробираясь через лес

Ну и потом… это чистый, наполненный свежестью и запахами дождя лесной воздух и такая тишина, что аж в ушах звон стоит.
Я более трех часов провел на этом лесном перегоне, но картина красного-белого трамвая на фоне лесных пейзажей для меня так и осталось ирреальной.

Осенние этюды в Пуща-Водице

Вот, пожалуй, и все наиболее существенное, что хотелось бы сказать о киевском трамвае. Пользоваться им приходилось не раз и не только для покататься, а именно по делу и судя по наблюдениям, он является достаточно востребован горожанами. Хотя, если произойдет обещанный и окончательный демонтаж в центре, то он, конечно потеряет часть своей востребованности.

Кстати, система оплаты проезда в наземном киевском ОТ, настоящий рай для любителей халявного проезда, потому, как при определенной сноровке и наличие хорошо развитой интуиции, проезд можно практически не оплачивать, ну или оплачивать хотя бы через раз. Я в общей сложности за все время пользованием ОТ, оплатил только треть своих поездок, все остальные проездил безкоштовно, то бишь бесплатно. Причем разработал чуть ли не целую систему, по которой можно было «экономить» на проезде.

Все билеты равнозначны, отличаются только цветовой гаммой.

Билеты на проезд в наземном ОТ

В Киеве тоже есть такое понятие как проездная карточка для различных категорий пассажиров, ну, а при отсутствии таковой, приобретается билет на одноразовую поездку, который нужно потом обязательно прокомпостировать, войдя в салон.
Вся хитрость заключается в том, что билет можно и не компостировать, а использовать его несколько раз. В этом деле главное на контролеров не нарваться, хотя, эту «бандитскую шайку», которая шастает по городу и периодически устраивает «набеги» на ОТ в поисках любителей халявы, очень легко отличить среди рядовых пассажиров, стоящих на остановке.
В своих карательных действиях, при поимке нарушителя очень безжалостны, тем самым нагоняют страх на других пассажиров, заставляя их постоянно оплачивать за проезд.
Ну, а если серьезно, то киевляне, это не тот народ, который не будет опускаться до того, чтобы пытаться проехать бесплатно, поэтому по большей части все добросовестно платят, в отличие от некоторых, понаехавших, любителей халявы, которые умудряются на одном билете пол города объехать, а потом еще на следующий день его использовать.

Территория службы пути и «путейский» рабочий агрегат

Стоимость проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях, включая скоростной, на сентябрь 2011 года составляла 1,5 гривны ( примерно 335 сум), метро — 2 гривны ( примерно 442 сум). Кстати, способ оплаты в метро точно такой же, как и в Ташкенте — при помощи жетонов.

Ну, и завершая рассказ о своих «киевских каникулах» — несколько слов о Киевском метро, которое по праву является палочкой-выручалочкой для Киева, потому как очень сильно выручает наземный ОТ, беря на себя обязанность основного городского, пассажирского перевозчика. Городской охват очень хороший, при всем при том, что оно постепенно достраивается.
Интервалы великолепные, но и народу конечно… очень много. В часы пик старался там не появляться.

По-моему, одна из самых красивых станций Киевского метрополитена, во всяком случае, из всех понравилась именно она, остальные, честно говоря, так себе. Ташкентское в плане эстетики и изящества все же намного лучше и красивее.

Станция метро «Золотые Ворота».

И, тем не менее, именно в метро меня, так сказать, постигло «разочарование месяца» и было оно вызвано техническими характеристиками новых вагонов серии 81-7021/7022.

Один из вагонов метро серии 81-7021/7022

Совершенно случайно наткнулся на новый состав с этими вагонами на одной из веток и чисто из любопытства решил проехаться, поглазеть что же это за «чудо» такое.
Дизайн что внешне, что внутренне, конечно, очень необычный и отличается от привычного «ташкентского», но технические характеристики в дальнейшем очень сильно разочаровали. Вагон очень сильно гремит при движении, создавая повышенный уровень шума, который буквально «бьет» по ушам. О каком комфорте может идти речь во время поездки, когда, я ехал и мечтал побыстрее выйти с него. Позже проявил снисхождение и решил перепроверить свои впечатления, ну мало ли, вдруг вагон такой неудачный попался, но в итоге окончательно разочаровался в этих вагонах и прежде всего опять же из-за высокого уровня шума во время езды. Старые вагоны серии Д и Е в разы тише и соответственно комфортнее новых…

Исторический вагон

Ну, вот теперь, пожалуй, ВСЕ! Сказал, вернее написал, все то о чем хотел написать касательно транспортной жизни Киева и отчасти, конечно, походит это описание на очередное изложение на тему того, как я провел летние каникулы, тем не менее, прошу строго не судить за стиль, а также за неточности, которые естественно имеют место быть в описании городской транспортной системы, потому что смотрел я на все глазами не специалиста, а любителя.

Несмотря на то, что меня «пугали», что по сравнению с 2006-м годом, город стал хуже и грязнее, опасения не оправдались, а скорее наоборот, как мне показалось, стал он даже намного чище и опрятнее, хотя, ложка дегтя в виде расписанных граффити стен, все же присутствует в бочке меда городской чистоты и опрятности.
Приятно удивило то, что в таком огромном мегаполисе как Киев, люди не перестают замечать окружающих и в случае необходимости готовы прийти на помощь, вне зависимости от того приезжий ты или нет…
Бывает, жалуются, конечно на жизнь, на власть, на политиков, но в целом сохраняют оптимистический настрой и умеют улыбаться. А еще, умеют отдыхать и наслаждаться жизнью, отодвигая в строну какие-то бытовые проблемы и суету, особенно по выходным. Ну, а в будние дни, особенно по утрам, непременный атрибут спешащих на работу или на учебу — чашечка горячего кофе,  запах которого утром разносится по всем городским улицам.

Последнее транспортное фото…

Последнее не транспортное… Вечерний город

Читайте также:

комментария 3

  1. Ах эти красные листья над трамваем в лесу!!!! Красота :) Такой подробный отчет, практически научный получился!!!!

  2. Вячеслав:

    Спасибо, очень интересно. ул. Ташкентская — мало того, что трамвайная, так еще трамвай 29-й, который тоже существовал у нас когда-то.
    А очереди на маршрутку были и у нас в Ташкенте, например на кольце Юнусабад-А3 (6-й кв-л), на маршрутку до м. Пл. им. Ленина (номер не помню). Когда только начали курсировать новые РАФики. Но, конечно, это быстро превратилось в экзотику. Видимо, народ мы такой, штурмовой:)

  3. Вячеслав:

    Да! И по нашему 72-му маршруту ходил ЛАЗ когда-то!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *