Общественный транспорт Воронежа

Немного отвлекаясь от ташкентской тематики, решил поделиться своими впечатлениями от транспортной системы другого города, в частности Воронежа, где я в этом году проводил свой отпуск и естественно, являясь не то что транспортным фанатом, а скорее любителем, с большим интересом изучал транспортную систему этого города.

И так, после четырех часового перелета в Москву на Боинге 767, сорокаминутной поездки на Аэроэкспрессе с аэропорта Домодедова до Павелецкого вокзала, восьмичасового переезда с Москвы до Воронежа на автобусе Bova и вот он – Воронеж.
И первое, что сразу же бросилось в глаза – троллейбусы! И не старенькие ЗИУ или привычные для нас ташкентцев Шкоды, а новенькие Тролзы, слегка беспорядочным рядком скопившиеся на одной из остановок оживленного района.

Ну, о троллейбусах все же позже, а начну, пожалуй, все же с автобусов, как наиболее развитого, распространенного и востребованного транспорта в Воронеже.

Разнообразие подвижного состава, конечно, поразило и в прямом смысле потрясло, тут помимо уже известных нам ПАЗиков, более менее современных ЛиАЗов – 5256 и Волжанинов, которых я видел только на картинках, собрано огромное количество европейских «старичков». Чуть ли не весь модельный ряд старых Мерседесов, Манов, Вольв, Сканий и других экзотических марок, о которых я даже не слышал… Честно говоря, после слегка поднадоевших ташкентских зеленоватых Мерседесов трех последних поколений, глаз радуется, глядя на все это разнообразие «еврохлама».

Но, тем не менее, смотреть приятно, а вот ездить, увы, в большинстве автобусов не очень комфортно. Особенно сильно не понравились длинномерные Вольвы и Скании с их постоянно грязными, запотевшими стеклопакетами и душными, практически не продуваемыми салонами. В 30-ти градусную жару такие, прозванные в народе «сараи», с нерабочими кондиционерами, становятся настоящим «душегубами».
А вот Мерседесы, не смотря на свою старость, все же порадовали и даже удивили своим светлым, хорошо проветриваемыми салонами и плавностью хода.

Собственно, один из представителей длинномерных

Маршрут №90. Московский проспект

Что же касается нумерации автобусов и вообще всего остального городского транспорта, то она отличается от ташкентской и по мимо простого цифрового обозначения имеется еще и буквенное, например, 9ка, 57в, 5а и т.д. Из всех буквенных индексов мне были понятны только два: «К» и «Н». Индекс «К» — означал, что маршрут кольцевой и таких в городе чуть ли не половина, а индекс «Н» — это серия маршрутов «Народный маршрут», о нем чуть позже.
Значение всех остальных буквенных индексов для меня осталось загадкой. Было мое личное предположение, что одна из букв в нумерации является первой буквой слова означающее какой-нибудь значимый объект в городе у которого кольцуется автобус или мимо которого он проезжает, например: «В» — Вокзал, «А» — Авторынок и т.д. Но данная версия не нашла своего подтверждения.

Система оплаты также, отличается от нашей, ташкентской и производится сразу же при входе. Если заходить с передней двери, то расчет производиться с водителем, при необходимости он тут же дает сдачу, если с задней — то кондуктору, который статично сидит на первом сидении слева от двери.
Были отдельные маршруты, в которых оплата производилась при выходе у водителя, тогда средняя и задняя дверь, если таковые имелись у автобуса, открывались с небольшой задержкой, в общем-то, как у нас иногда. Кстати, ни разу я не видел, чтобы кто-то пытался выскочить не расплатившись через другую дверь, все добросовестно платят и, в общем-то, по-моему, есть за что.

Автобусы, даже не смотря на то, что множество маршрутов дублируют друг друга, ходят в основном по графику, за соблюдением которого строго следят диспетчеры на конечных остановках. Ни разу не замечал, чтобы автобусы где-то по долгу простаивали или занимались оттяжками, даже с конечной автобус едет достаточно быстро. В общем-то, что касается центра или каких-то узловых конечных, то оттягиваться просто бессмысленно, потому что стоит чуть зазеваться и пассажиров перехватит какой-нибудь конкурирующий маршрут. Да и потом, там пассажиры платят за то чтобы ехать, а не простаивать на какой-нибудь остановке, ожидая пока водитель покушает пирожки с картошкой, купленные в ближайшем киоске. Были лишь редкие и единичные случаи, когда автобус мог на короткий промежуток времени задержаться на какой-нибудь узловой остановке. Но дольше всего, все равно, можно было простоять в пробке, которые в городе не редкость, особенно утром и вечером. Иногда не хватало терпения, выходил и шел пешком, получалось быстрее…
Стоимость проезда на момент моего пребывания составляла 7 рублей в дневное время суток и 10 рублей 50 копеек с 22-00 вечера до 6 утра.

Объявление на окошке диспетчерской будки

Объявление на диспетчерской

В некоторых автобусах работал информатор и в салоне транслировалось оповещение о текущей и следующей остановках.
Битком забитых автобусов, исключая серию маршрутов «Народный маршрут» видеть не приходилось, но по словам очевидцев это просто сказывается отсутствие школьников и студентов, а также разгаром отпускного сезона и с наступлением осени и началом учебного года ситуация кардинально измениться и по утрам и вечерам сначала придется штурмовать автобусы для того чтобы в них залезть, а потом проявить не малую ловкость чтобы из них вылезти.

И в завершении об уже упомянутом выше «Народном маршруте», автобусы которого имеют в своей нумерации индекс «Н», хотя и без индекса узнать их очень легко, так как обслуживают эти маршруты исключительно желтые автобусы ЛиАЗы 5256 с надписью на «мордашке» «Народный Маршрут».

Серия маршрутов «Народный Маршрут»

Народные маршруты

Данная серия маршрутов является бесплатной и предназначена для перевозки малоимущих граждан. На самом же деле, данной «халявой» пользуются все кому не лень, не смотря на таблички с просьбой проявить сознательность и не занимать данный транспорт, предоставив его действительно не имущим гражданам.
В основном ходят по графику и на некоторых остановках висят афишки с интервалом их движения: в будние дни интервал 30 минут, в выходные – 60 минут, в реальности иногда бывают небольшие расхождения.
Почти всегда едут не спеша, но бывает, что начинают устраивать гонки с коммерческими автобусами или троллейбусами, устраивая им «обломы», сбором всех пассажиров на остановках из-за чего последние их естественно недолюбливают.

Коммерческие же маршруты, которые дублируют друг друга, экстремальными гонками с экстренными торможениями, обгонами и подрезаниями на остановках не занимаются, но дух соперничества в атмосфере все же присутствует и поэтому или стараются не отставать сильно от впереди идущего, чтобы собрать хоть какую-то часть пассажиров на очередной остановке или же, если это позволяет обстановка на дороге, все же стараются аккуратно обогнать и даже пропустить одну из остановок, чтобы увеличить разрыв. Хотя, по большей части и это ни к чему, так как пассажиропоток, особенно в часы пик, равномерно распределяется по всем маршрутам и, в общем-то, каждый все равно свое возьмет.

В целом хочется отметить что, автобусная сеть в городе развита достаточно хорошо и практически из любой точки города без проблем и быстро можно добраться в центр и дальше на окраину города и в пригород. А уж из самого центра, через который проходят чуть ли не все маршруты, можно уехать в любом направлении, причем несколькими маршрутами.
Хотя, как утверждают сами очевидцы и рядовые пользователи, на самом деле не все так хорошо как хотелось бы и распределить автобусные маршруты можно было бы более грамотно.

Городская электротранспортная сеть, которая в Воронеже представлена только троллейбусами, по сравнению с автобусной, выглядит куда более скуднее, не смотря на то что в городе действует городская программа возрождения электротранспорта, суть которой я так до конца так и не понял.

Программа развития городского электротранспорта

И на данный момент, судьба воронежских троллейбусов в чем-то схожа с судьбой наших ташкентских трамваев в том плане, что эти, по большей части «воздуховозы» пытаются выжить в городе среди огромного количества автобусов и маршруток, которые дублируют их маршруты, более того, согласно схеме, сами троллейбусные маршруты чуть ли целиком и полностью дублируют сами себя.

Судя по всему, еще со времен СССР, новые линии не протягивались, хотя, на мой взгляд, есть где развернуться и где троллейбус был бы весьма востребован. Даже в центре города есть улицы и районы, жители которых явно испытывают неудобства от нехватки общественного транспорта, довольствуясь всего одним автобусным маршрутом с достаточно длинными интервалами и подвижным составом, состоящим из одних ПАЗиков и где спокойно можно было бы протянуть контактную сеть для троллейбуса.
Сама контактная сеть находится в очень хорошем состоянии, не смотря на то, что и у них бывает и слишком жарко и слишком холодно… даже неиспользуемые, но видать на всякий случай сохраненные линии, находятся также в очень хорошем состоянии.
Ни разу не видел, чтобы у троллейбуса на ходу слетали штанги, даже когда он «пролетает» стрелку. Поэтому по скорости движения троллейбусы ничем не уступают автобусам, а частенько даже обгоняют их.

Нумерация, за исключением одного маршрута, цифровая. Был только один, весьма призрачный маршрут с номером 7а, который практически полностью дублировал еще более редко встречающийся маршрут номер 7. Отличались эти два маршрута только одной конечной.
Система оплаты, такая же как на некоторых автобусах, рассчитываться нужно при выходе с водителем. Стоимость проезда также 7 рублей.

Маршрут №2. Московский Проспект

На троллейбусах ездил достаточно много и часто, да, в общем-то, в основном ими и пользовался, если было лень идти пешком. К слову говоря, Воронеж не очень большой город и поэтому для меня, по сравнению с Ташкентом, все было рядом и в пределах пешего хода.
Порадовало то, что днем не смотря ни на что, их всегда можно дождаться и как уже упоминалось, ездят быстро, часто даже обгоняя автобусы, подолгу нигде не стоят и плюс еще для меня, как для пассажира, то, что практически всегда пустые, редко можно было увидеть стоячих пассажиров. А вот вечером, очень рано заезжают в парк и их на улицах уже практически не видно.
Водители, среди которых, кстати, не мало женщин, не особо возмущаются и не протестуют, если просишь остановить не на остановке. Так что выйти можно в любом месте, если не запрещают знаки, разметка и если нет ГАИшников в пределах видимости.

«Сегодня» и «Вчера»

Воронежские «Сегодня» и «Вчера»

Подвижной состав состоит в основном из новых троллейбусов марки ЗиУ-682Г-016.03, но встречаются и старые, уже знакомые Ташкенту модели типа ЗиУ-682Г.
Также в единственном экземпляре есть Тролза 5265 он же «Мегаполис», который каждый день выходил на разные маршруты, из-за чего поймать его даже в таком небольшом городе оказалось делом очень не легким.
Проехаться на нем один раз, сделав полный круг, удалось уже почти перед самым отъездом в Ташкент. В конце поездки, пока стояли в пробке, смог немного пообщаться с водителем, побыв в его кабине и рассказав ему о своих впечатлениях о самой поездке и о троллейбусе.

«Мегаполис»

Воронежский «Мегаполис»

Кстати, говоря, троллейбусники у них люди очень общительные и дружелюбные, свободно идут на контакт, общаются и без ограничений позволяют фотографировать.
Сам троллейбус, конечно, внутренне и внешне резко отличается от своих старших «собратьев», достаточно удобный и просторный, особенно порадовала плавность хода, но вот компоновка сидений, мне показалось не самой удачной.
Почему-то ни на одном из новых троллейбусов не работал электронный маршрутный указатель, везде использовались картонные и пластиковые трафареты или наклейки. Чем вызвано такое пренебрежение ЭМУ не знаю.

«Мегаполис». Кабина водителя

Формально троллейбусных парков в городе два, но функционирует только первый. Второй закрыт, но официально, вроде бы, существует, хотя территория его находиться в каком-то крайне запущенном состоянии и явно не используется.

Боксы первого троллейбусного депо

Троллейбусное депо№1

Вот, в общем-то и все о троллейбусе и электротранспорте в целом. Воронежские трамваи постигла судьба наших троллейбусов, они были убраны с городских улиц, не смотря на то, что трамвайная сеть была очень развитой. Сейчас повсеместно выковыривают когда-то закатанные в асфальт рельсы.

Одна из достопримечательностей, которая на данный момент сохранилась в городе и напоминает о том, что в Воронеже некогда был трамвай, это двухъярусный Северный мост через Воронежское водохранилище. Второй ярус этого моста был сделан специально для трамвая и на нем до сих пор остались рельсы и столбы, на которые крепилась контактная сеть.

Двух ярусный Северный мост

Северный мост

Маршрутное такси почти такое же, как и в Ташкенте с такой же системой оплаты – сразу при входе. Небольшое отличие от наших маршруток состоит в том, что не везде могут остановить, даже не смотря на то, что это маршрутка.
Останавливаются в основном на остановках общественного транспорта, а о возможности остановки в предполагаемом месте, по принципу «где-то тут» или «вот тут», нужно заранее при посадке, договариваться с водителем. Если настроение хорошее, может и остановит. Но если дорожная разметка или знаки запрещают остановку, то однозначно не остановят, никто не хочет нарываться на штраф.
Стоимость проезда на момент моего пребывания составляла 8 рублей в дневное время суток и 12 рублей с 22-00 вечера до 6 утра.
Подвижной состав в основном состоит из Газелей и в меньшей степени из Фордов.

Что же касается обычного такси, то в основном пользуются услугой предварительного вызова такси. Как у нас, остановить любую машину не получится, никто просто не остановит. А если, нужно срочно, то парочка легальных таксистов всегда дежурит на ближайшей остановке общественного транспорта.

Ну, вот, в общем-то и все что можно было бы сказать о городской транспортной системе Воронежа. Отчасти, я где-то что-то может быть приукрасил и идеализировал, на деле же естественно, она далека от идеала и имеет свои существенные недостатки и преимущества по сравнению с нашей ташкентской системой.
Один из плюсов это то, что если ты сел в автобус или троллейбус, то едешь, а не простаиваешь на какой-нибудь остановке. Основной минус, касательно автобусов, это техническое и эстетическое состояние подвижного состава, которое у меня лично оставили очень неприятные ощущение. А троллейбус не везде доступен.

Поскольку я не являюсь транспортным гуру и с трудом представляю себе, чем бугель отличается от полупантографа, прошу не судить строго за какие-то неточности, термины или высказывания которые возможно были допущены при описании транспортной системы, а также снисходительно отнестись к моему отчасти «пассажирско-ламерскому» взгляду на какие-то транспортные особенности.

Эпилог.
Назад из Воронежа в Москву довелось проехаться на микроавтобусе Volkswagen Crafter. Честно говоря, я как-то сначала очень скептически отнесся к тому, что мне придется 8 часов сидеть в «маршрутке». Но как оказалось, сомнения и опасения были напрасны. Микроавтобус оказался очень вместительным и комфортабельным. Очень сильно удивился, когда водитель на мою просьбу сесть рядом с ним на переднее сиденья сначала сказал что это место уже занято, а потом деликатно пересадил пассажира дальше в салон, освободив переднее кресло для меня. Почти все дорогу оживленно общались, он с удовольствие рассказывал о своих любимых местах в дороге и рядом с которыми ему нравится проезжать, заранее предупреждал о наиболее красивых местах и достопримечательностях в дороге.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *