Последняя «Жемчужина» Узбекистана

«Катался на троллейбусах?» — удивительно, но факт, этот вопрос, после моей поездки в Ургенч, мне задавали даже те люди, которые не знали о моем пристрастии к электротранспорту. Как оказалось, многие, даже далекие от транспортной тематики люди, знают о том, что в Хорезме до сих пор функционирует единственная и последняя в стране троллейбусная система, которая по праву является жемчужиной Узбекистана и своеобразным, уникальным символом Ургенча и Хивы.

Эта поездка в Ургенч, которая неоднократно планировалась и постоянно откладывалась в силу разных причин, целиком и полностью была посвящена именно троллейбусу. Наконец-то, удалось вырваться и не отвлекаясь ни на что более, по фотографировать именно троллейбус, ну и плюс ко всему прочему, вдоволь покататься на нем.

Традиционно, несколько забегая вперед, отмечу, что «троллейбусное сафари», которое прошло в компании с нашим иностранным «коллегой по увлечениям», известным на СТТС как Yury MTA-LRTA, прошло просто великолепно и превзошло все наши ожидания, как обычно говорят в таких случаях — «сбылась мечта идиота», ну, в данном случае, двух «идиотов.»  Ну, что же, далее обо всем по порядку… Поехали!

Как театр «начинается с вешалки», так и у меня, любой, подобный отчет «начинается с аэропорта», если быть точнее — с самолета, потому как, не смотря на все запреты, не могу отказать себе в удовольствии сделать пару кадров на взлете и в полете. К слову, порадовало то, что в порту на подвозке к самолету наряду с новыми «Шатлбасами» в виде ЛФов, до сих пор используются старые, добрые Мерседесы О405. Но прокатится на одном из них, увы, не получилось — нам подали ЛФ, ну, как говорится, спасибо что не Исуза…

полет в Ургенч

Полетели! Сергели под крылом…

Сам полет на новеньком А-320, прошел без проблем и Ургенч, в отличие от Ташкента, который «проводил» наш сплошной облачностью и почти начавшимся дождем, «встретил» нас ясной погодой и настоящей летней жарой… Далее решено было сразу рвануть в Хиву, «штурмануть» какую-нибудь гостиницу, потому что заранее не бронировали, а уже потом, что называется «со спокойной душой» и «чистой совестью» идти и фотографировать троллейбусы…

Хива может много чем удивить и поразить, но меня она, в первую очередь, потрясает своим бесподобным спокойствием и умиротворением, которые начинают, буквально, пронизывать тебя, как только въезжаешь в город и «нарушается» это умиротворение суетливо мечущимися по городским улицам Дамасами, которые выполняют здесь роль городского транспорта. Логику работы этого вида общественного транспорта, понимают, наверное только местные. В «стаде» Дамасов едущих по улице в одном и тоже направлении, может быть несколько машин с одним и тем же номером маршрута и во всех будут сидеть пассажиры. Едут они в одно и тоже место или в разные, остается загадкой, однозначным остается только одно — доехать куда-либо в Хиве, не проблема, нужный Дамас приедет в считанные минуты, а порой и секунды. Удивительным остается еще и тот факт, что маршрутные Дамасы в Хиве работают до полуночи, а то и до часу ночи… причем, катаются не просто так, а кого-то возят… Ташкенту такое и не снилось! В общем… меньше слов, больше фото :)

Ургенчский троллейбус

Первое околотранспортное… «Кто такие??? Понаехали тут!!!»

Конечная остановка в Хиве, недалеко от центрального рынка. В прошлый раз здесь еще были жилые дома, ныне в этой части все снесено в рамках реконструкции, которая теперь докатилась до Хивы. В чем именно заключается, эта реконструкция рассказывать не буду, одно могу сказать, мне она не особо по душе…

Ургенчский троллейбус

В ожидании отправления…

18:00 последний троллейбус покидает Хиву, отправляясь в Ургенч. 

Ургенчский троллейбус

Покидая Хиву…

Троллейбусы прибывающие в Хиву после 18:00, остаются здесь на ночлег.

Ургенчский троллейбус

Прибытие из Ургенча

Ну и еще к слову о расписании: На момент съемки на линии курсировало 8 машин, с интервалом в среднем 20 минут. В будние дни на ночь по четыре машины остается в Ургенче и Хиве, в субботу вечером, в Хиве осталось только три машины.

Утром троллейбусы из парка в Ургенче на маршрут выезжают в 6:30 утра, примерно в это же время, возможно и раньше, первый троллейбус отправляется из Хивы в Ургенч. Кстати, как пояснили сами водители, утром у первых рейсов интервалы могут быть сбитыми из-за того, что идет большой пассажиропоток и потому если троллейбус быстро наполняется, то трогается с конечной раньше.

В 18:00 с конечных в Ургенче и Хиве на маршрут выезжают последние машины и примерно к 19:00 троллейбус прекращает свою работу, а к 20:00 трасса полностью обесточивается.

Время в пути может колебаться от одного часа с лишним до полутора, в зависимости от количества остановок на трассе. Дело в том, что несмотря на наличие на трассе официальных остановок, пассажиры останавливают троллейбус как такси в произвольном месте на трассе, собственно там, где они на нее вышли. Поэтому троллейбус, зачастую, останавливается, буквально, у каждого столба. Потенциальные пассажиры даже в кучку не собираются, а принципиально стоят каждый у своего столба, даже если находятся недалеко друг от друга.

Кстати говоря, на ночлег остаются каждый раз разные троллейбусы.

Ургенчский троллейбус

Все в сборе!

Вечером, после установки троллейбусов на ночлег, человек который выполняет роль сторожа, проверяет троллейбусы снаружи и внутри на предмет работоспособности бортового оборудования и внешних систем освещения. Формально считается, что сторож дежурит там всю ночь. Но пока вели ночную фотосъемку, никого вокруг не видели, вполне возможно, он был где-то внутри в одном из троллейбусе… Хотя, не знаю, кому может прийти в голову портить таких красавиц? Хивинцы, не тот народ, который будет заниматься вандализмом. Наоборот, сложилось ощущение, что они любят свои троллейбусы и берегут их. Доводилось побывать в салоне одной из машин, его состояние до сих пор идеальное, нет порезанных или запачканных сидушек, не говоря уже про «художества» на спинках сидений.

Плановая проверка, тихим хивинским вечером.

Ургенчский троллейбус

Плановая проверка

Почти 12-ть ночи… «Лягушата» тихо спят, город почти умолк и только неугомонные Дамасы все еще носятся по городским улицам.

Ургенчский троллейбус

«Лягушата тихо спят»

Трамвай со звездами в полях, мы так сфотографировать и не успели… «Оторвались» на троллейбусах, 00:30 на часах… 

Ургенчский троллейбус

Под звездным небом…

Ночное небо на Хивой… последний не транспортный снимок. На сегодня съемка закончена…

Ургенчский троллейбус

ночная Хиву

Первый не транспортный снимок наступившего дня. «Западные» ворота крепости Ичан-Кала. 

Троллейбус в Ургенче

Ранее, хивинское утро.

Причина по которой пришлось вставать так рано, несколько не тривиальная. Дело в том, что Юрий (Yury MTA-LRTA) договорился с троллейбусным депо об организации «покатушек» на старой Шкоде 14Tr, которую специально для нас «подняли» и должны были методом буксировки новой Шкодой доставить из депо Ургенча до места, откуда должны были начаться «покатушки». Поскольку все это действо должно было происходить ранним утром, нам также пришлось вставать рано утром и быстро «лететь» в Ургенч.

Трасса Ургенч — Хива… раннее-раннее утро

Троллейбус в Ургенче

Ранее утро на трассе

По приезде в депо выяснилось, что наша «старушка» накануне вечером сама отправилась на место дислокации… В общем, обломали нас с феерическим шоу в виде буксировки новым троллейбусом старого… В качестве «утешительного приза» устроили небольшую фотосессию в депо.

Очень хочется, что когда-нибудь, они еще поедут…

Троллейбус в Ургенче

Старые Шкоды

Загадывая желание между двумя «старушками». Пусть они не совсем одинаковые, но все же верю, что желание исполнится :)

Троллейбус в Ургенче

Между двумя Шкодами

«Ургенчская четверка», готовится выйти на линию

Троллейбус в Ургенче

Раннее утро в парке

Несмотря на достаточно большую территорию депо, которое явно строилось с возможностью дальнейшего расширения, в нем нет даже нормальной стоянки для ночного отстоя машин, троллейбусы «ночуют» сразу при въезде в депо, плюс пара линий проходит через ремонтный цех и мойку…

6-30 утра, первый троллейбус выезжает из депо, совершая «круг почета» по территории депо. 

Троллейбус в Ургенче

Первый троллейбус выходит на маршрут

За первым тут же следует второй…

Троллейбус в Ургенче

Второй троллейбус

В связи с расширением улицы, на небольшом участке служебной линии из депо отсутствует контактная сеть, поэтому троллейбусы, выезжая из депо на маршрут, вынуждены переставлять штанги и проезжать небольшой отрезок пути, по линии обратного направления. В конце этого участка, вернуться на свою прямую линию, в одиночку очень тяжело, поэтому троллейбусы рано утром выезжают из депо парами и помогают друг другу преодолеть эту «полосу препятствия». Собственно фотографии этого действия…

«Переставляемся» с прямого пути на обратный

Троллейбус в Ургенче

Перестановка штанг

И дружно едем против движения…

Троллейбус в Ургенче

По неправильному пути

На реконструированном участке столбы с контактной сетью уже поставлены, но сама дорога еще не заасфальтирована

Троллейбус в Ургенче

Расширенный участок дороги в Ургенче

Возвращаемся на свой прямой путь. Водители обеих машин помогают друг другу…

Троллейбус в Ургенче

Возвращение на прямой путь

А вот и наша «Старушка»

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Наша «Старушка»

Салон помыт, очищен от пыли и готов к приему приватных пассажиров :)

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Салон

Последние приготовления перед отправкой, подкачиваем баллоны, поправляем маршрутник… Баллоны подкачивали от компрессора 24-й, узбекская смекалка в действии… :)

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Последние приготовления

По плану, покатушки должны были начаться в районе 8-30 утра, причем, вместе с директором депо, но приготовления к ним закончились за час до этого, поэтому от водителя поступило не то чтобы предложение, а скорее рекомендация, начать заранее, пока прохладно. Это предложение единогласно было принято и после получения «телефонного» разрешения от директора и маленькой торжественной церемонии, на которой нам пожелали счастливого пути, мы не спеша тронулись на Хиву… Не спеша, потому что, во-первых состояние контактной сети в городе, в отличие от трассы, не позволяло развивать больших скоростей, а во-вторых, наша «Старушка» 002, двигатели который так надрывно завывали, что мне было жаль ее, по сути и не могла уже развивать больших скоростей, а хотя… куда нам спешить? Девиз в данном случае, был такой: «Тише едешь, дольше в Шкоде будешь» :)

Концепт…

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Сквозь разбитое стекло

Первые выехавшие из депо, нас торжественно пропускают вперед… Хотя, две первые выехавшие, уже на всех парах несутся в Хиву.

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Отправляемся в Хиву

Обычная картина для этого дня, встреча двух «чехов»… 

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Встреча двух «Чехов»

Вообще, многим водителям легковых авто мы в этот день не слабо потрепали нервы, выбегая снимать на середину дороги. Но тем не менее и как бы то ни было, мы сами тоже были очень осторожны и нагло под под колеса не бросались. Снимки подобно тому что выше, делать, конечно было рискованно,  но с другой стороны, на что только не пойдешь ради эффектного кадра :)

Очередная остановка на остановке… Кстати, слева типичный остановочный павильон, установленные на трассе и которые не пользуется популярностью у пассажиров, потому как, что в жару, что в дождь, особого толку от них, похоже нет. Как было сказано выше, каждый ждет троллейбус у своего столба :)

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Остановка на остановке

Прибытие в Хиву, краткая фото сессия на въезде в город

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Прибытие в Хиву

К слову о «стадах» Дамасов… В одном потоке друг за другом едут машины одного маршрута и каждый кого-то везет.

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Стада Дамасов

В Хиве, перед обратной поездкой в Ургенч, решено было сделать перерыв на обед и чтобы никому не мешать, мы загнали свою «Старушку» на место ночлега «Лягушат» и отправились обедать в, ставшую нам уже почти родной, одну очень уютную кафешку в Ичан Кале.

Постановка на обед

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

На обед

Вид сверху… на стада Дамасов

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Вид сверху

Съемка между делом… Хивинские контрасты

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Хивинские контрасты

Обед прошел в очень теплой, уютной и непринужденной обстановке, традиционно, за разговорами о транспорте. Время неумолимо бежало вперед и чтобы успеть все запланированное, нужно было трогаться в обратный путь.

Возвращаемся на линию

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Возвращение на линию

Хивинская классика, пусть и постановочная…

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Хивинская классика

Не спеша пробираясь по хивинским улочкам

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

По хивинским улочкам

Снова на трассе, встречая объективом каждую встречную «Ириску»

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Съемка на трассе… Назад в Ургенч

Дорога назад оказалась не такой спокойной как в Хиву… Слетела штанга, оторвался башмак, экстренно ремонтируемся

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Экстренный ремонт

Покидаем Хиву… но верю, что мы сюда еще вернемся и именно на Ней.

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Покидая Хиву

Типичная посадка на троллейбус… где вышли на трассу, там и ловят, хотя, троллейбус только что проехал официальную остановку

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Посадка на троллейбус

Пропускаем догнавшего нас

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Пропускаем!

И снова где-то на трассе…

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

На трассе

Увы, то был последний беззаботный снимок… через несколько минут, у нашей «Старушки» спустит колесо и нам уже будет не суждено доехать на ней до Ургенча. Водитель пересадит нас на следующий за нами троллейбус до Ургенча и в город мы вернемся уже на нем, хотя, то не есть конец истории :)

Плату за проезд в маршрутном троллейбусе брать с нас категорически отказались… да и вообще, пол салона вскочило и уступило нам место, когда мы вошли внутрь — традиционное, хорезмское гостеприимство  :)

К слову, о востребованности, забыл упомянуть, что троллейбус, как транспорт, очень популярен и, действительно, востребован. И, собственно, для этого были созданы все условия — адекватного, дублирующего транспорта нет («газелька» не в счет), интервалы по большей части стабильные, так что, народ активно пользуется троллейбусом, салон которого, почти всегда полный. Кстати, по наблюдениям, сами троллейбусники, очень дружны между собой — никаких ссор, драк, выяснений отношений, в духе кто, кого «оттянул» и каких-то прочих конфликтов, наблюдать не приходилось. Наоборот, постоянно друг другу приветливо машут,  в случае возникновения трудностей, помогают и поддерживают друг друга. Молодцы, чувствуется, у них очень дружная команда, в которой также присутствует дух энтузиазма….

Почти последний кадр… приходится прощаться

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Приходиться прощаться

По возвращении в Ургенч, мы распрощались с Юрием, который отправился дальше путешествовать по Узбекистану на поезде, и решили-таки, что называется, «отжать» у местных пассажиров, новую Шкоду на еще одни «покатушки». Честно, было немного совестливо, особенно видя, как пассажиры на остановках, недоуменно, жестами выражали свое недовольство по поводу того, что троллейбус проезжает мимо остановки.

И снова на Хиву, на новой «Ласточке»

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Наша новая «Ласточка»

Наша «Старушка», в ожидании тех. помощи. Останавливаемся сказать «До свидания…»

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

В ожидании тех. помощи

Честно говоря, едучи назад в Хиву, уже не хотелось что-то снимать, отснято и так было очень много, а хотелось, просто ехать… ехать и с наслаждением слушать как штанги с легким «цоканьем» «пролетают» через крепления контактной сети… давно забытые ощущения, которые когда-то приходилось испытывать, практически каждый день в родном Ташкенте.

25 километров между Ургенчем и Хивой пролетели как один миг, но сколько воспоминаний они успели «воскресить» в душе… и столько же новых «подарить».

И все равно снимаем… водитель, буквально, «гонит» сам — снимайте где хотите :)

Поездка на троллейбусе из Ургенча в Хиву

Наша «Ласточка»

В Хиве, во второй половине дня, пока было время, прогулялся по проектируемой когда-то внутригородской линии в самой Хиве. Ничего не изменилось, консоли  и контактная сеть местами все также висят, недостроенное депо, все также пустует, хотя, часть от него уже отдали под какой-то непонятный цех…

Остатки проектируемой линии

Троллейбус в Хиве

Остатки линии

День подходил к закату… первые «ночники» прибывают в Хиву

Троллейбус в Хиве

Ночники прибывают в Хиву

Последний взгляд… последний кадр… Последний, именно, для этой поездки. Верим и надеемся, что Ургенчский троллейбус нас еще дождется!

Троллейбус в Хиве

Последний кадр

Ну, вот, собственно и все… далее несколько слов благодарности и пара финальных словесных аккордов.

Наше «троллейбусное сафари» получилось очень насыщенным, красочным и незабываемым, во много благодаря Юрию, который, смог организовать «покатушки» на старенькой Шкоде и на которые мы, собственно, были приглашены и смогли в них поучаствовать. Юрий, большое вам спасибо! :)

Большое спасибо Кириллу, за пост обработку вечерних и ночных снимков сделанных в Хиве при его же участии, когда мы более часа просидели в ночном поле, добиваясь наилучшего результата и все же — добились… он с них вытянул просто невероятные и поистине фантастические шедевры. :)

В целом и подводя итог… много ярких и незабываемых моментов пришлось пережить в этом путешествии, но больше всего запомнился момент поездки в кабине водителя, на месте кондуктора в старенькой Шкоде, которая смогла-таки перед Хивой разогнаться и показать, на что она еще способна… этот плавный ход и до боли знакомое завывание двигателя старых, добрых и до сих пор таких родных Шкод 14Tr, это непередаваемо… Да и в целом, эта поездка стала, своего рода, очень хорошим антидепрессантом, после ташкентской трамвайной трагедии.

Приятным финальным аккордом, во всем этом путешествии стало то, что при возвращении в Ташкент, нам к трапу подали О405… Приятный, ламповый салон, опять же, до боли родной звук двигателя и снова приступ жуткой, но приятной ностальгии, которая невольно, на короткий срок, вернула снова в мое детство,  в котором Шкоды и 405-е были простой, каждодневной обыденность…

Продолжение на форуме >>>

Похожее ...

2 комментария

  1. Вячеслав:

    Ах, эти 14Tr-ки, прямо нахлынуло как они в 94-м пришли в Ташкент, сначала кажется бордово-бежевые, потом подтянулись и вот такие как здесь, бело-зеленые.
    Понимаю, материал посвящен им. А штатный ПС сейчас какой?
    Когда 10 лет назад был в Хиве/Ургенче о такой роскоши не приходилось и мечтать

  2. Вячеслав:

    При всей своеобразности организации работы этой системы, которую можно списать на местный хорезмский колорит, она функционирует! С депо только на одном конце, движением «против шерсти», стоящими у столбов пассажирами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *