Троллейбус в Ургенче, продолжение последовало…

На минувшей неделе мне, наконец-то, удалось, побывать в Ургенче и Хиве. Поездка получилась довольно увлекательной, насыщенной, ну и фактически, стала финальным аккордом моего отпускного сезона, который, вопреки сложившейся традиции отдыхать за рубежом, в этом году проходил на территории родного края.
В целом, впечатлений как положительных, так и отрицательных от всего увиденного, достаточно много и, возможно позже, я все же сподоблюсь на отдельный рассказ об этом путешествии.

Ну, а пока, вновь о троллейбусной системе связывающей Ургенч и Хиву. Несколько забегая вперед, отмечу, что наконец-то, удалось определиться с точной трассировкой существующей линии, а также достоверно узнать о том, где что висит, стоит, что там вообще ездит и как оно все работает…

Долго думал над тем как, структурировать данный отчет, с чего вообще начать и чем все закончить… в конце — концов решил, что начну с главного и долгожданного, а именно с новых Škoda 24Tr Irisbus, которые на данный момент в количестве четырех штук прибыли в Ургенч и уже вышли на линию.

Первый взгляд со стороны

Когда впервые издалека, увидел новые троллейбус на линии, то конечно испытал неописуемый восторг, безусловно, приятно, что новые машины наконец-то, добрались до Ургенча и начали свою работу на линии.

Дизайн… ну, что касается дизайна, то как уже упоминал ранее, у меня лично изначально сложилось очень неоднозначное мнение по данному вопросу, потому как непривычно от Шкоды, которая ранее славилась своими куда более элегантными дизайнерскими решениями, видеть такую, пардон несуразность… которая особенно отчетливо бросается в глаза, когда смотришь на троллейбус сзади. Ну, это, разумеется, мое сугубо личное мнение и в дальнейшем пусть каждый сам определит, нравится ему данное дизайнерское решение или нет.

Глаза в глаза

Конечная остановка в Хиве: «Центральный Рынок»

По уютным хивинским улочкам

Компоновка салона совсем не междугородняя, количество сидячих мест не очень велико и, если не ошибаюсь, не превышает 20. Хотя, учитывая местные особенности перевозки часто встречающихся грузо-пассажиров, это скорее является плюсом, потому как мест для стоячих пассажиров предостаточно.

Салон нового троллейбуса

Кабина водителя в новом троллейбусе

Проехаться в нем, увы, не удалось, но плавность хода и скоростные характеристики, которые довелось наблюдать со стороны на трассе, конечно, впечатляют. Еще один из очевидных плюсов — большие форточки, которые были сделаны явно для данного региона. Как говориться, спасибо, что хотя бы тут позаботились о достойной вентиляции в салоне. (Увесистый кирпич в огород ташкентских низкопольников…)

И, да, кстати, особенно впечатлила практически полная бесшумность этих троллейбусов…

Отправление из Хивы

Бортовую нумерацию, как видно по фотографиям, продолжили прежнюю и это внушает немного оптимизма относительно того, что старые машины возможно хоть как-то сохранят.

В целом, это все… а далее посмотрим, как новые троллейбусы приживутся в Ургенче. Но тамошним пассажирам, они явно по душе, хотя, ничего удивительно, такая струя чего-то нового, свежего и необычного в довольно-таки унылое транспортное однообразие данного региона.

Теперь же о самой системе в целом и о том, какие изменения в ней произошли с момента последнего посещения.

И так… Ургенч.

Поскольку Ургенч, традиционно получился, транзитным пунктом в этом путешествии, большая часть фотографий будет все же из Хивы. Но, тем не менее, во время пребывания в Ургенче, удалось пройтись и осмотреть всю действующую (кроме линии до депо) и недействующую троллейбусную сеть в этом городе.

Как уже упоминалось ранее, в настоящий момент троллейбус в Ургенче, как впрочем, и все остальное, в связи с глобальными реконструкциями в городе, несколько вытеснили из центра ближе к окраине. Часть центра у них сейчас, вообще, практически полностью, перекрыта для проезда автотранспорта, собственно, там и пешком не особо комфортно ходить, потому как повсеместно снует строительная техника и пыль стоит столбом.

О том, что троллейбус когда-то ходил через центр, напоминает полностью сохранившийся участок контактной сети по улице Машъал, все остальная линия, которая проходила через центр города до Аэропорта, полностью демонтирована.

Улица Машъал. Контактная сеть здесь пока не тронута, что оставляет некоторую надежду на то, что возможно троллейбус еще вернется в центр.

Улица Машъал.

В остальном, трассировка действующей сети в городе Ургенче, после последних изменений, когда ее перенесли из центра, осталась прежней. Линия до депо, также существует и является действующей. Конечной остановкой и начальной отправной точкой в Хиву, как и прежде — остановка у центрального рынка. Единственный вопрос, который остался до конца не выясненным — место разворота… не исключено — что разворачиваются по депо, но туда едут без пассажиров.

Ну, о состоянии контактной сети говорить бесполезно, увы, даже с приходом новых машин, особых изменений в лучшую сторону замечено не было. В целом же, все находиться в почти удовлетворительном состоянии и лишь местами — без комментариев.

Хива
Аналогично, первое, что бросилось в глаза — хреновость контактной сети на некоторых участках, которая тоже, так и не была устранена, хотя помниться, в газетных статьях торжественно рапортовали о том, что она приведена в порядок перед приходом новых троллейбусов.

До КС можно дотянуться чуть ли не в прыжке.

На эти и некоторые другие участки сети, конечно, сложно смотреть без содрогания. Троллейбусы проходят их на минимальной скорости, приподнимая КС токоприемниками.
В остальном же, сеть, по большей части находится в более менее удовлетворительном состоянии, есть даже скоростные участки, на которых троллейбусы умудряются не слабо разгоняться.

Участок пути, чуть ли не с образцово-показательной КС, соответственно и скорость троллейбусов, достаточно высока.

Улица Наджмиддина Кубро.

Вообще, хреновость данной КС, для меня, как для фотографа, стала своеобразным таким плюсом, потому как о приближении троллейбуса можно было узнать очень заранее.

Теперь несколько слов о том участке пути, по которому когда-то планировалось открыть хивинский внутригородской маршрут… наконец-то удалось, добраться и прояснить ситуацию по этой, отчасти, загадочной линии.
Но, как выяснилось, тут все оказалось не так прозаично, чем думалось изначально… Контактная сеть присутствует лишь на небольшом его участке пути по улице Амира Темура, да и то частями, а далее… далее сначала столбы с растяжками, а потом просто — столбы, количество которых постепенно сокращается по мере продвижения к планируемой конечной остановке.

Улица Амира Темура. Недействующий участок троллейбусной системы по которому планировалось открыть внутригородской маршрут. В данной время с действующей сетью не соединен.

Улица Амира Темура

Остатки троллейбусной инфраструктуры на окраине Хивы.

На окраине Хивы

Обводная. Аналогично, «троллейбусные остатки»

На Обводной

Ну и наконец — территория заброшенного троллейбусного депо на окраине Хивы. То, что это именно депо, догадался не сразу и идентифицировать его смог по единственному столбу с консолью, который находится в глубине территории. Как видно, все находится в жуткой заброшенности. Охраны нет, но попасть на территорию довольно проблематично, потому как ворота заперты на замок, а забор достаточно высокий.

Троллейбусное депо в Хиве

Не знаю, на сколько данная линия могла бы быть востребованной… учитывая, что на окраины, где расположено депо, даже маршрутки никакие не ходят, коих даже в таком маленьком городе наберется с десяток. Единственной, возможной пассажирообразующей точкой в данном месте могла бы стать какая-то текстильная фабрика, которая фактически расположена уже за городом, в остальном, линия, ИМХО, ведет в никуда.

Однопутный участок пути по улице Феруз. По нему можно развернуться обратно на Ургенч, в случае отключения электричества на линии у Ичан-Калы. Напрямую с сетью не соединен, попасть на него и уйти с него можно только путем ручного перекидывания токоприемников.

Улица Феруз

Резюмируя по хивинской сети, отмечу, что каких-то глобальных изменений она не претерпела, троллейбусы по городу следуют и разворачиваются прежним курсом по улицам Наджмиддина Кубро и Амира Темура, делая конечную остановку у центрального рынка.
КС на старом кольце по улице Рахимова у Ичан-Калы, также полностью сохранена, но от основой сети отключена и не используется.

Интервалы, режим работы, пассажиропоток.

Древняя, видать еще знавшая новые Шкоды 14Tr, маршрутная табличка на остановке в Хиве.

Примечательным тут является то, что интервал, указанный на данной табличке является действительным.
Ситуация с интервалами вообще страшно порадовала, потому как в пик, утром и вечером, он не превышает 25 минут, вне пик, в среднем 30 минут, максимум 35. С Ташкентом прошу не сравнивать… и не забывайте, что это междугородняя система, а не городская.

Троллейбусы стабильно работают в течении всего дня и при мне не наблюдалось каких-то провалов в интервалах, ходили четко, как по расписанию. Тем более, сейчас там у них, как и у нас, все «на мобильниках» и постоянно поддерживая друг с другом связь, узнают, кто, где находится.

Отправляясь в Ургенч

Скорость движения на маршруте достаточно высокая и среднее время в пути составляет 45-50 минут, если брать от конечной до конечной — 60 минут, может быть чуть больше, с учетом того, что в Ургенче приходилось наблюдать пробки.

Что же касается режима работы, точные данные привести не могу, но он немного не соответствует указанному на древней табличке, во всяком случае, свою работу троллейбус прекращает намного раньше, нежели 22:00. А вот то, что он начинает работать в 5 утра это вполне может быть.
Из личных же наблюдений складывается следующая картина. В будние дни первый троллейбус уезжает из Ургенча в районе 6:30 утра, возможно, есть и раньше, последний — в районе 17:00, также не исключено. что есть и позже. Первый троллейбус из Хивы в Ургенч, примерно в 6 утра, последний — около 18:00. В субботу последний троллейбус из Хивы уехал в 18:30.

Вероятно последний из Ургенча… Время почти 18:00

В будние дни в Хиве остаются ночевать две машины, в выходные, а если быть точнее, в ночь с субботы на воскресенье, все уезжают в депо в Ургенч, потому как в выходной день, рано утром никто в Ургенч не торопиться.

Порадовало и то, что в целом, троллейбус востребован и пользуется популярностью среди пассажиров. При мне, что в Ургенче, что в Хиве, троллейбус уже от конечной трогался с полным салоном. Машины, которые удавалось видеть на трассе, также были с заполненным салоном, за исключением последней субботней Шкоды, которую догнали, когда ехали в Аэропорт — была почти пустой.

Хива. В ожидании отправления.

Ну, вот вроде бы и все по данной троллейбусной системе. Постарался наиболее полноценно рассказать обо всех произошедших изменениях… к счастью, почти все они в лучшую сторону. Конечно, касательно инфраструктуры, увы, не все так хорошо как хотелось бы, но, тем не менее, особо радостно то, что именно график работы троллейбусов наладился и приобрел хоть какую-то стабильность, благодаря чему троллейбус вновь стал востребованным и достаточно популярным среди пассажиров.
Надеюсь и новые Шкоды успешно приживутся в Ургенче и прослужат системе долгие годы, равно как и сама система, надеюсь, просуществует еще очень долгое время.

Хива сегодня!

Похожее ...

11 комментариев

  1. Междугородний троллейбус? А известны мотивации, т.е. почему именно троллейбус?

    • Если вопрос конкретно по данной системе, то ее не вчера открыли… работает-то уже аж 1997 года.
      А так, в целом, основные мотивы предельно просты, экология и экономия, тем более с учетом топливного кризиса в стране. В Ургенче даже все автобусы перевели на метан.

  2. Вячеслав:

    Хороший вопрос — ведь кроме экологии, троллю нужны еще довольно ровные дорога и конташка, чего не так просто добиться в тех местах, где одна беда ремонтирует другую.
    Был еще, кажется, проект электрички между этими городами — где-то в р-не Ичан-Калы, Академии Мамуна даже запиливали некое подобие вокзала. Уж не знаю, изолированной сетью или интегрированной.

    • rolly rolly:

      И тем не менее, дороги, равно как и «конташка» на трассе в довольно хорошем состоянии и троллейбусы развивают вполне приличные скорость 70 — 90 км/ч это норма.

  3. Вячеслав:

    А то фото, где депо — ну чистый пост-апокалипсис. Кин-дза-дзу можно снимать! А представьте оно было бы действующим — такой сюр эти зеленые шкодки на фоне ангара и чана на дальнем плане.

  4. Вячеслав:

    Ну и на будущее, т.к. этот материал уже довольно старый — может стоит снабжать рассказы о проектируемых линиях какими-нибудь схемами, все же не все представляют себе Хиву (новую).

    • rolly rolly:

      Новая, от старой сейчас не особо отличается. Снесли пара махаллей возле Ичан-Калы, а в остальном, все осталось как и прежде.

  5. Вячеслав:

    70-90 км/ч?! При всем уважении к хорезмскому троллейбусу в это сложно поверить. В каких-то сферически-вакуумных условиях еще может быть, но когда вдоль дороги стоят голосящие пассажиры…

  6. Дамир:

    подскажите, в каком году появился городской троллейбус в Ургенче

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *