Правила хорошего тона для пассажира и кондуктора

Принято считать, что хозяином вагона или автобуса является водитель, но мало кто задумывается над тем, что душа вагона — это, несомненно, кондуктор. Именно от него, вернее, от его настроения зависит очень многое и прежде всего то, какая в салоне будет атмосфера и общий настрой пассажиров. И если у транспортных любителей тот или иной вагон ассоциируется с водителем, то у пассажиров эта ассоциация связана именно с кондуктором.

В общем, как вы уже, наверное, поняли, разговор сегодня пойдет о кондукторах и о тех, порой непростых, пассажиро-кондукторных отношениях, речь о которых, здесь если и заходит, то как-то очень уж однобоко и в контексте того, что кондуктор — вечный враг пассажира… хотя, на самом деле, это далеко не так и я попробую опровергнуть это, встав на этот раз, по другую сторону «баррикады» этих отношений.

Идея данного поста возникла достаточно давно, но тут, как говориться, чтобы о чем-то писать, нужно сначала самому прочувствовать, что же это такое — быть кондуктором и, практически, весь день провести в непосредственном контакте со многими, очень разными людьми. И поскольку мне близка именно трамвайная тематика, с ее особой и неповторимой романтикой, то и кондуктором я напрашивался именно на трамвай, но забегая вперед, отмечу, что многие ключевые аспекты данной темы, можно смело отнести и к автобусному транспорту.

Эта, на первый взгляд, довольно скучная и однообразная работа, на самом деле оказалась очень интересной и совсем нетривиальной. Найти подход к пассажирам, расположить их к себе и, что называется, «заставить» их платить за проезд, оказалось не так уж и сложно. Для начала достаточно такую весьма простую и банальную фразу как «Приготовьте за проезд» изменить на «Пожалуйста, приготовьте за проезд» или более прозаичную «Уважаемые, приготовьте пожалуйста за проезд».
Как показала практика, такие изменения очень положительно влияют на пассажиров, которые, прекрасно чувствуют настроение кондуктора и охотно идут на контакт, лишний раз не возмущаются, обращаются за советом, помощью или просят что-то подсказать. Было даже такое что пассажиры отказывались от сдачи или же не имея достаточного количества денег за проезд, совершенно искренне пытались расплатиться сигаретами, куртом, жвачкой, либо какими-то другими продуктами питания и вещами. В общем, фраза «будьте добрее и люди к вам потянуться» здесь проявляется наиболее ярко, хотя и тут нужно знать меру.

«Кондуктор, несомненно, должен быть добрым, но его доброта по отношению к пассажирам, должна быть строго ограничена, иначе на шею сядут» — сказал мне как-то один знакомый кондуктор с большим стажем работы, после того, как провел воспитательную беседу с пассажиром, который, в очередной раз, попросил разрешения проехать бесплатно.
Моим же пассажирам несказанно повезло… потому как моей безграничной добротой, пользовались все «малоимущие любители халявы», что, кстати, в итоге неоднократно выливалось в не сдачу дневного плана. Конечно, в данном случае, моя зарплата не зависела от плана, поэтому, я не очень сильно переживал по этому поводу. Но для любого настоящего кондуктора, не сдача плана в конечном итоге выливается в серьезную проблему и неприятности. (и это я еще молчу о прочих обязательных незапланированных затратах кондуктора и водителя, по мимо плана, которые имеют место быть…)
Многим рядовым пассажирам, кажется что кондуктора с легкостью собирают план и пресловутый «шапок» (личная прибыль сверх плана), поверьте мне, на самом деле, не все так просто. Далее серьезно. В среднем по статистике за рейс, по мимо достаточно большого количества пассажиров с проездными карточками (порой до 40%), попадается определенное количество пассажиров (в среднем 7-9 человек), которые так или иначе вообще не оплачивают проезд или платят только часть от нужной суммы, в лучшем случае 50%. За день, «набегает» существенная недостача с этих «льготников» и тут уж становиться понятным, с чего вдруг может возникнуть очередная перепалка кондуктора с пассажиром, который пытается увильнуть от уплаты за проезд. Хочешь, не хочешь, а порой приходиться согласиться с тем, что кондуктора время от времени должны проводить «воспитательные работы» с теми кто с завидным постоянством уклоняется от уплаты за проезд, главное не переусердствовать…

Далее… что касается, хороших манер и правил хорошего тона со стороны пассажиров по отношению к кондукторам и водителям, то есть, определенный негласный кодекс, выполнение некоторых пунктов которого не обязательно, но желательно, в зависимости от возможностей:

При остановке по требованию и посадке вне остановочного пункта, по возможности оплатите поездку. Водитель сделал приятное вам, ответьте ему тем же. То же касается и высадки, если планируете остановку по требованию, сделайте доброе дело, заплатите за проезд. В моей практике был случай, когда отчасти серьезно, отчасти в шутку, я сделал такое замечание пассажирам, которые остановив вагон не на остановке, зашли и показали мне проездные. Были обескуражены таким замечанием, но проезд оплатили.

Проездные документы держите на руках до выхода из вагона или автобуса. Вас много, а кондуктор один и он не всегда запоминает пассажиров с проездными карточками или прочими проездными документами, поэтому старайтесь не раздражаться в случае, если кондуктор повторно обращается к вам с просьбой показать документ или проездной, причем, что касается документов, в развернутом виде. Кстати, до 10% студенческих и ученических, предъявляемых в транспорте с проездными, при проверке оказываются не действительными: либо вообще не заполнены, либо записаны на другого человека. Такие недобросовестные товарищи, стараются ездит в часы пик, в толпе, когда кондуктора, спеша обилетить всех пассажиров, не проверяют ученические документы.

Пара пунктов для особой категории пассажиров:

О своем намерении проехать остановку бесплатно, предупреждайте заранее. Большинство наших кондукторов всегда пойдут вам на встречу и не откажут в бесплатной поездке. При этом не нужно обманывать и говорить что проедите только одну остановку, проезжая при этом чуть ли не весь маршрут. Это уже наглость… и отсюда следует еще одно правило.

Тяжело оплатить всю сумму, заплатите хотя бы какую-то часть. Уважающий себя и своих пассажиров кондуктор никогда насильно с вас требовать не будет, но при постоянном проявлении такого вида наглости, может сделать замечание и попросить наглеть хотя бы через раз.

И в целом:

Пассажир всегда прав, но это не дает ему право быть козлом. Об этом я уже как-то упоминал. Кондуктор, это человек, который находиться на работе при исполнении своих должностных обязанностей, поэтому, будь добры, относитесь уважительно к нему и его работе.

Это очень вкратце, полный же перечень претензий кондукторов к пассажирам, не меньше пассажирского по отношению к кондукторам и все они достаточно обоснованы и не редко вполне оправданно высказываются пассажирам в салоне.

За мою кондукторскую практику, которая у меня проходила всегда на позитиве, не было ни одного существенного конфликта с пассажирами, любая неприятная ситуация всегда разрешалась благополучно, без скандалов и на компромиссной основе, но, поверьте, порой стоило это невероятных усилий и выдержки, потому как достаточно одного «мудакопассажира» для того чтобы весь позитив улетучился к чертям собачьим. При кажущейся простоте, работа эта на самом деле очень тяжелая и не только в эмоциональном плане, но и физическом… к вечеру, моя спина и ноги давали о себе знать.
Так, что, уважаемые пассажиры, еще раз призываю вас относиться более уважительно к людям этой профессии, а, по возможности, и с пониманием, если вдруг кондуктор окажется не в настроении, то, вполне возможно, что это кто-то из ваших «постарался». Вот такой вот, непростой эмоциональный симбиоз получается, в котором кондуктор и пассажиры влияют на настроение друг друга.

Ну, и в завершении, все же о приятном. Кондуктор — эта такая работа, на которой в самый «разгар» скуки и трудовой однообразности, можно в один момент оказаться в эпицентре каких-то ярких и неожиданных событий, эмоциональных переживаний и душевного драматизма, которые вполне могут стать основой для какого-нибудь сборника дорожных историй.

Удачных вам поездок и добрых кондукторов в пути. :)

Похожее ...

2 комментария

  1. Вячеслав:

    Дополните, пожалуйста, материал таким не столь уж редким сценарием, когда внезапно ломается ПС. Нервничать ведь никому неохота, весь день может быть впереди. Но и становиться заложником ситуации тоже, как-то не совсем приятно. Хорошо, если бы права и обязанности сторон были бы прописаны. Однако, кажется, кроме закона о защите прав потребителей, ничего такого нет.
    Как-то однажды, в один из таких случаев, водитель сломавшегося автобуса заверил, что договорился с водителем автобуса другого маршрута, но идущего остаток пути параллельно, что тот довезет его пассажиров. Однако, когда кондуктор приблизился и я указал ему на это, тот ответил, что ни о чем таком не слышал и попросил оплатить проезд. Деньги небольшие, но осадочек, как говорится, остался.

    • rolly rolly:

      В данном случае, водитель или кондуктор должен вернуть деньги, либо по договоренности пересадить на следующий автобус этого же маршрута.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *