О правах пассажира в транспорте

В связи с участившимися жалобами о неправомерных действиях кондукторов в нашем транспорте, я решил, наконец-таки добраться до этих самых кондукторов и получить ответы на все интересующие нас всех вопросы относительно того, что можно, что нельзя и как это должно быть на самом деле.
Консультацию по всем животрепещущим транспортным вопросам мне предоставили люди, которые уже много лет работают в одном из трамвайных депо города, и которые по праву являются заслуженными работниками в сфере электротранспорта. Не нарушая анонимности, хотя это и не принципиально, скажу что, я лично довольно давно знаю этих людей, очень их уважаю и поэтому у меня особо и не возникало вопроса к кому обратиться за честными ответами на скользкие вопросы.
Кстати, выражаю им огромную благодарность за то, что уделили мне время, хотя неловко было отрывать их от работы…

И так, поехали… несмотря на то, беседа велась с работниками электротранспорта, рассмотренные вопросы и ответы также в полной мере относятся и к автобусному транспорту. Составить данный мануал решил в форме диалога, т.е. как это было на самом деле… :

В: -Скажите пожалуйста, какой ученических проездной в руках школьника можно считать действительным?

О: -Печать школы на проездном. В общем-то, согласно установленным правилам, этого вполне достаточно для того чтобы проездной был признан действительным. Или же справка с печатью школы, которая должная показываться при предъявлении проездного.

В: -Обязательно ли присутствие на справке фотографии школьника?О: — Нет, не обязательно, но крайне желательно. Обычно, при этом у кондукторов не возникает лишних вопросов и подозрений. Единственное, что, такая справка должна быть правильно оформлена, т.е. печать школы при нанесении должна захватывать и область с фотографией.В: — Т.е. я вас правильно понял, для того чтобы школьный проездной был действительным, на нем или на прилагаемой справке должны стоять только печать школы и больше никаких других печатей?

О: -Да все верно… только печать школы.

В: -А касаемо учащихся лицеев, колледжей и студентов, там в ученическом и студенческом удостоверениях ставится тоже, только печать учебного заведения и больше никаких других печатей?

О: -Да, аналогично, только печать учебного заведения.

В: -Хорошо, спасибо, с печатями разобрались. Теперь вопрос следующего характера. Давайте представим что я студент, еду с проездным, вложенным в студенческий, все как полагается, вы подходите и просите меня дать вам в руки мой студенческий, якобы получше посмотреть на него, вот в этой ситуации, имею ли я право отказать вам, попросив вас посмотреть мой развернутый студенческий у меня с рук.

О: -Да, имеете и можете отказать кондуктору в требовании дать ему в руки ваш студенческий. Если у кондуктора есть какие-то претензии к студенческому он должен их четко объяснить студенту, в чем проблема.

В: -Ну, хорошо, предположим вы все же, по каким-то причинам с которыми я не согласен, изъяли мой студенческий билет. Имею ли я право потребовать от вас составить акт об изъятии с указанием причин, даты, фамилии кондуктора?

О: -Конечно. Вы можете потребовать составить такой акт, в котором должны быть указаны причина изъятия, место, т.е. бортовой номер вагона (или гаражные и гос. номера автобуса), фамилия того кто изъял. И при этом обязательно, чтобы в акте были подписи каких-либо свидетелей присутствовавших при изъятии. Далее изъятый студенческий и акт об изъятии передаются в депо или парк, где в дальнейшем в присутствии директора парка, заместителя директора, кондуктора произведшего изъятие и «пострадавшего» происходит разбор ситуации.

В: -А вообще, вот, если вы требуете с меня показать вам студенческий или какие-то претензии по оплате начинаете предъявлять, в ответ я имею право потребовать с вас документы подтверждающие, что вы являетесь работником парка или депо и работаете в должности кондуктора.

О: — Конечно и более того, я обязана вам показать их, если вы этого потребуете. Я должна буду предоставить вам свое служебное удостоверение, с фотографией и печатью организации, путевой лист, который выдается на каждый вагон и где написано, что именно я работаю на нем кондуктором и бейджик с фотографией и печатью депо на нем.

В: -Ого, солидный пакет документов… (прим. во время расспросов, я лично посмотрел этот пакет документов, который должен быть в обязательном арсенале любого кондуктора) Ну, хорошо, а вот если кондуктор посылает меня «куда подальше» с отказом предоставить такие документы, как быть в этом случае?

О: -Идете к водителю и требуете с него, во-первых, разъяснений по поводу того почему его кондуктор так некорректно ведет себя с пассажирами, а во-вторых, просите предъявить его доказательства что данный человек работает у него кондуктором и имеет право что-либо требовать с пассажиров.

В: -Хорошо, а если и водитель посылает «туда же», как быть?

О: -Телефон доверия. Звоните сразу с указанием причины звонка. Дело в том, что сейчас эта служба работает прекрасно и более того, реагирует мгновенно. И если вы обратились в эту службу с какой-то жалобой или заявлением о каком-то правонарушении со стороны работников транспорта, то вы должны оставить свои координаты, для того чтобы с вами в последствии могли и, кстати, должны связаться и отчитаться по поводу поступившей жалобы, а также о том, какие были приняты меры по данному вопросу, проведена ли разъяснительная беседа с нарушителем и т.д. вплоть до того, что вы имеете право придти и потребовать показать приказ, если он был составлен, о взыскании с нарушителя и вам обязаны его показать. Вообще, в плане взаимоотношений кондуктора и пассажира, могу сказать следующее, чаще всего по пустякам придирается мало знающий или вообще ничего не знающий кондуктор, а грамотный, который знает свои права и права пассажира, никогда не станет придираться просто так. И кстати, очень хорошо, когда и пассажир знает свои права, тем более что в Ассоциации жалобы рассматриваются по принципу «Пассажир всегда прав»

В: -Ну, то что пассажир всегда прав, не дает ему права быть козлом… так ведь?

О: -Безусловно.

В: — стати, а как сейчас работает служба доверия? Круглосуточно?

О: -Судя по всему, да, потому как известен случай, когда туда обратилась пассажирка которая позвонила в районе 11 ночи. По причине того, что водитель трамвая отказал ей в просьбе остановиться на остановке.

В: -Это что правда?

О: -Абсолютно. С экипажа сняли 10% от оклада.

В: -И последний на сегодня, но едкий для вас вопрос…  В случае поломки вагона, ну или если вагон попал в аварию и пассажиров, грубо говоря, просят выйти вон, должны ли вы в этом случае возвращать пассажирам деньги, если они у вас их начинают требовать?

О: -Должны (скромно улыбнувшись и опустив глаза)

В: -Спасибо большое за такую подробную консультацию, было очень приятно пообщаться

О: -Всегда пожалуйста, будут вопросы, обращайтесь.

-=-=-=-

Вот, такой, вот, получился у меня сегодня диалог с теми на кого мы порой здесь жалуемся и чьей работой иногда недовольны.
Я думаю, так или иначе, многие из вас нашли тут для себя ответы на те спорные пассажирские вопросы, которые, порой возникают в нашей транспортной повседневности и, надеюсь, сможете взять на вооружение полученную информацию.
Главной, не надо бояться и стесняться отстаивать свои права, коих у нас, оказывается, предостаточно когда мы поднимаемся на борт трамвая или автобуса.

Традиционно, желаю Вам приятной поездки! :)

Похожее ...

2 комментария

  1. Вячеслав:

    Повышение правовой культуры — важный фактор в становлении демократического гражданского общества.
    Права и обязанности, что висят в каждой единице ПС, стоило бы хорошенько переработать, а не просто печатать новые тиражи, да еще и с ошибками и повторениями.
    Как-то раз, лет пять назад, кондукторше 72-го маршрута отчего-то показался подозрительным мой проездной и она потребовала передать его ей в руки. На мое предложение посмотреть «так», она заявила, что чего я, мол, боюсь если с ним все в порядке. Потом она еще долго обсуждала с водителем этот инцидент.
    Но пассажир ведь часто не знает, кто перед ним — официальный кондуктор или помогала. А вдруг он со злости порвет проездной или просто выбросит в окошко, кто тогда будет отвечать?

    • rolly rolly:

      Когда-то очень давно, еще в эпоху О405-хМмерсов, я однажды видел в нашем автобусе очень грамотно составленную инструкцию с правилами поведения в ОТ. Там было указано как должен был одет кондуктор, как должны вести себя пассажиры в транспорте и прочее. Но, увы, сейчас даже в заграничных источниках не могу найти подобного рода правила…

      Если кондуктор одет по форме и имеет бейдж, то дать ему в руки проездную карточку для проверки вы просто обязаны и я не вижу в этом что-то противоправного, тем более если вы уверены, что ваш проездной не поддельный.
      У меня как-то был подобный случай, кондуктор одетый по форме, как положено, попросил у меня проездной для проверки. Я спокойно дал ей, она осмотрела его и отдала, а затем я попросил ее рассказать о степенях защиты проездного и как отличить настоящий от поддельного. Она мне с удовольствием все подробно рассказала, собственно, так и появилась статься про проездные и как их отличать от поддельных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *