Воронеж два года спустя…

В очередной раз, отвлекаясь от транспортной жизни нашего города, хотелось бы поговорить от транспортной повседневности совсем другого, по своему очень красивого и замечательного города Воронежа,  вернее о том, что изменилось в транспортной сфере этого города спустя два года, после моего последнего посещения.

И так, обо всем по порядку и, по возможности, подробно.

В пути… туда.

При выборе средств передвижения, не стал изменять традициям и как и в прошлый раз решил добираться до Воронежа самолетом и автобусом. Что касается непосредственно перелета, то с самолетом в этом раз повезло несколько меньше чем в прошлый. Боинг-757 от Хаво Йуллари не отличается особым комфортом и является некоторым подобием Исузу в воздухе, т.е. маленький, тесный и совсем неудобный, где бы не пришлось сидеть.
Кстати, в этот раз очень удивил Ташкентский аэропорт, он, наконец-то, докатился до бесплатного Вай-Фая (это интернет в мобильнике на халяву, если кто не в курсе). Но, как всегда, это был бы не Ташкент, если бы тут что-то было не так… Зона бесплатного Вай-Фая действует только в контрольной зоне, т.е. там где, в общем-то, не до него, потому как нужно пройти, пограничный контроль, паспортный и личный досмотр. А вот в накопителе, где уйма свободного времени и нечего делать пока ждешь посадки на самолет, его как раз-таки уже и нет.

После четырехчасового перелета и 40-ка минутной поездки на электричке, я оказался почти в самом центре пресловутой «суетливой неризиновки», где, в связи с задержкой багажа в аэропорту, мне предстояло час с лишним ожидать своего автобуса до Воронежа.
На правах залетного туриста обойдя, как и два года назад, перекопанную привокзальную площадь Павелецкого Вокзала, я с твердым убеждением того, что Москву я уже повидал, отправился к месту посадки на автобус, где среди всего прочего автобусного разнообразия иностранного производства меня ожидал мой Неоплан.

Во время промежуточный стоянки. Мой фиолетовый

Автобусы Москва — Воронеж

Автобус оказался намного удобнее самолета и благодаря этому, восьмичасовая поездка оказалась куда более комфортабельной, нежели четырехчасовой перелет.
По пути автобус делает две короткие остановки по 10 минут и одну длительную, получасовую, во время которой можно основательно подкрепиться, если есть желание.
Кино в этот раз не показывали по причине поломки телевизора, но зато с не меньшим интересом, я лично, послушал радио переговоры дальнобойщиков, которые вещали у водителей из спец. приемника. И из которых узнали, почему мы уже около часа ползем на трассе в пробке. Где-то впереди, шел ремонт дороги и клали асфальт… Кстати об асфальте…
В этот раз, в связи с окончанием строительства и вводом в строй, проехался по двум платным участкам трассы М-4 «Дон». Второй, тот что ближе к Воронежу, понравился больше, потому как оказался более ровнее. На первом иногда потряхивало и были некоторые нарекания относительно ровности дороги.
В целом, все очень не плохо и достаточно грамотно организовано: за несколько километров до платного участка на трассе стоят предупреждения о том, что впереди «грядет» платный участок и предлагаются возможные бесплатные схемы объезда. Ну, как всегда, то что бесплатное оно длиннее и корявее и ехать по халтурному, это все равно что ехать от Вокзала до Электроаппарата через, Транспортный и РЭТ.

Схема оплаты проезда стандартная для таких случаев и представляет из себя крытый КПП с кабинками на каждой полосе движения. Подъезжаешь, прямо из окошка платишь и езжай дальше. Причем, насколько я понял, полосы и места проезда КПП имеют определенное разграничение по типам транспортного средства, т.е. отдельные полосы где можно автобусу проехать, отдельные для грузового и легкового транспорта. Хотя, автобусы, как всегда, лезут туда где народу поменьше и могут за легковыми пристроиться, а вот грузовые не… те проезжают там где им нарисовано.
Нам повезло, мы что туда, что обратно, стояли в очереди в целом не более пяти минут, но обратно на одном из КПП на встречном потоке, была такая очередь, что и на подольше можно застрять, но это все же быстрее чем шататься по неизвестным тропам, тем более что плата за проезд достаточно умеренная. В цифрах могу ошибиться, потому как не помню, но с автобуса, вроде бы брали, по 120 рублей, с легковых машин по 30 рублей.
Плюсы этих участков длинной примерно 20-25 км в том, что на них можно совершенно спокойно «лететь» до 110 км, час и в случаи какой-то аварии или поломки можно вызвать спасателей или аварийную подмогу из телефонов, которые установлены на обочине через каждые два километра. Очевидный минус в том — что они очень короткие эти два участка.

В связи с задержкой на трассе, в Воронеж, вопреки планам, я приехал, уже почти на исходе дня, в 12-м часу ночи. Конечным пунктом в самом городе, по прежнему, традиционно, остается железнодорожный вокзал, это было, походу, единственное очень оживленное и «не спящее» место в городе в это время суток.

О том, что не изменилось.

Неизменной и по прежнему доминирующей в Воронеже осталась автобусная сеть, в которой за два года не произошло каких-то кардинальных изменений, с точки зрения обывателя. Подвижной состав представлен все теми же престарелыми выходцами из Европы на длинных и средних маршрутах и ПАЗообразными на маршрутах классом поменьше. Ну, если ПАЗики для меня являлись вполне привычным явлением, то «еврохлам», все также потрясал воображение своим разнообразием. Как отметил мой коллега, после просмотра транспортной подборки Воронежа: «Такое ощущение что в городе каждый водитель сам себе автобус покупал».

Типичный представить автобусного семейства Воронежа. 

Одна из окраин города, ул. Перхоровича.

По-прежнему, практически все автобусные маршруты от мала до велика, так или иначе проходят через центр города, ну или по какой-то очень околоцентральной улице, поэтому зачастую, практически из любого, не слишком удаленного уголка города, можно без проблем доехать в центр на первом попавшемся автобусе… В связи с этим, в воздухе практически постоянно витает дух соперничества в битве за пассажира, в которой нет места ни оттяжкам, ни тем более простоям на остановках, которые широко известны ташкентскому пассажиру… Хотя, отсутствие всего этого зачастую компенсируется простоями в пробках, которые в городе, по-мимо утреннего и вечернего пика, могут хаотично возникнуть в любой части города из-за какого-нибудь ДТП. По себе могу сказать, что если для воронежского пассажира «прохлаждение» в пробках дело обычное, то для ташкентского это было несколько в тягость.

Еще один представить рода автобусного, которым славится маршрут №90 — один из самых ужасных в плане эстетики. Волею судеб пришлось однажды проехаться в таких автобусах, остался очень недоволен их эстетическим состояние. Кстати, один из самых длинных маршрутов города, который едет с одной окраины города до другой прямиком через центр.

Маршрут №90

Но больше всего меня потрясал и удивлял тот факт, что даже в «глубокой» пробке воронежские автобусы умудрялись гоняться и обгонять друг друга… правда частенько при этом складывалась ситуация, когда конкурирующий транспорт, находясь в разных концах пробки, в итоге сбивался в одну «стаю» и далее ехал уже кучей друг за другом, образуя некоторое подобие гигантской, разношерстной СМЕ.  Хотя, особо пронырливые шли даже на то, что сходили с маршрута для того чтобы объехать пробку, какими-нибудь «дворовыми огородами», но данный способ прокатывал далеко не всегда, потому как суровые воронежские пробки могли поработить не одну улицу, а порой, целый квартал, в итоге как не пытайся объехать, все равно где-нибудь и встанешь.

То что радует глаз. Ухоженная классика на Московском проспекте — одной из центральных улиц города.

«Икарусная» классика

Система приема оплаты проезда осталась прежней — деньги сразу при входе водителю или кондуктору, в зависимости от того в какую дверь входить. Кстати, в связи с этим, практически во всех автобусах, работают только две двери, вне зависимости от их общего количества — первая и средняя.
Исключения по оплате проезда составляют только троллейбусы и небольшое количество автобусных маршрутов, работающие без кондуктора, там взаиморасчеты по оплате за проезд, осуществляются с водителем при выходе.
Еще одним явным и сильно бросающимся в глаза минусом было то, что зачастую подвижной состав неделями курсирует по городу не мытый и не убранный, причем как снаружи так и внутри. Вообще, как я понял. в Воронеже уже давно «забили» на эстетический вид общественного транспорта, который практически поголовно разукрашен рекламой.

Очередной нелицеприятный «сарай»

Из явных новшеств, которые бросились в глаза это новые спец. маршруты пущенные до вновь построенного ТРК «Сити-парк ГРАД» находящегося за пределами города (а-ля Кибрай). Здесь все автобусы, имеющие специальную «фирменную» окраску, представлены исключительно МАЗами большой и средней вместимости. Причем согласно «общепринятым правилам хорошего тона», часть из этих маршрутов являются бесплатными, но минус их в том, что до чего-либо центрального они не доезжают, в следствии чего, многим толку от них никакого, да и ходят они не так часто как их платные собратья (в среднем раз в пол часа).

Фирменный автобус от «Сити-парка ГРАД»

Бесплатный фирменный автобус от «Сити-парка ГРАД»

Что касается маршруток, коих в городе тоже целая куча, то сейчас от автобусов они отличаются разве что размером, а цена проезда у них является одинаковой, так что от части бывает без разницы на чем ехать, тем более что воронежская маршрутка может на равных с автобусом забиться «в хлам» стоячими пассажирами. Хотя, по правде говоря, что касается автобусов, то я лично не часто видел чтобы автобус большой вместимости даже в часы был сильно забит пассажирами на столько чтобы в него же нельзя было влезть — сказывается более высокая интенсивность движения и меньшие, по сравнению с ташкентскими, интервалы движения в часы пик.

Обновленный маршруточный состав представлен микроавтобусами типа Peugeot Boxer и Ford Transit отечественной сборки. Что сказалось и на качестве исполнения. Внешне еще ничего, а вот о комфортной поездке можно даже не мечтать.

Peugeot Boxer

Что же касается советской классики в виде Икарусов, ЛАЗов и ЛиАЗов, то их стало гораздо меньше. Чаще всего из перечисленного попадались Икарусы, работающие на междугородних и пригородных маршрутах и, буквально, единичные встречи случались с двумя другими «товарищами». Самое, наверное, удручающее то, что вытесняет их другая классика — заграничная, а не новые машины, приходящие с отечественных заводов.

Это единственный экземпляр ЛАЗа который удалось увидеть в Воронеже на Центральном Автовокзале.

Неувядаемая классика

Единственную новую ЛиАЗовскую машину, у которой периодически даже ЭМУ работало я встретил в городе лишь на одном единственном маршруте. Но удачно сфотографировать ее так и не удалось, проехаться тем более. Я вообще редко на автобусах ездил, все больше на троллейбусах… дальше собственно о них речь и пойдет.

Эти машинки, единственное что мне нравилось из заграничной классики колесящей по Воронежу

Заграничная классика

О том что изменилось, но не в лучшую сторону

Воронежский троллейбус, отчасти напоминает Ташкентский трамвай… этакая кучка отчаянных ополченцев которая пытается бороться за свое существование и место на дорогах, ведя, порой «ожесточенные войны» за каждого пассажира. Правда воронежским троллейбусам приходиться куда сложнее чем нашим трамваям, потому что, по мимо, того что на центральных улицах их дублирует целая куча автобусных маршрутов, так они еще сами себя все также дублируют на некоторых значимых улицах. За два года им конечно немного «помогли», закрыв часть маршрутов и проведя своеобразную унификацию троллейбусной маршрутной сетки, т.е. убрав явно «умирающие» и нежизнеспособные маршруты и оставив только те, которые еще хоть как-то способны существовать и «прокармливать» сами себя.

Настоящее Воронежского троллейбуса.

Тролза и Мегаполис на К/ст Северо-Восточный район.

Проезд в троллейбусе на момент моего пребывания составлял 10 рублей, что было на рубль меньше нежели в автобусах и маршрутках, благодаря этому, определенная категория пассажиров отдавала предпочтение именно троллейбусу. Плюсами было еще и то, что троллейбусы забитыми никогда не ходили и то, что эстетически они выглядели порой куда лучше нежели некоторые автобусы. В чистом и более новом троллейбусе ехать куда более приятнее нежели в загаженном б/у «барбухае». Да еще если и интернет работает, так это вообще замечательно было.

Стандартная ЗИУ на Московском проспекте.

В рекламе ресторана узбекской кухни.

Бесплатный Вай-Фай в воронежских троллейбусах это одно из наиболее ярких новшеств произошедших за два года. Правда, работал он далеко не всегда и не везде, по статистике, в среднем, в семи из десяти троллейбусов телефон сеть находил и только в трех из семи она реально работала и можно было пользоваться Интернетом.

Одна из самых живописных троллейбусных улиц города

Улица Пеше-Стрелецкая

Что же касается интервалов движения, то на разных маршрутах они очень разные. На 11-м и 17-м — двух самых жизнерадостных маршрутах Воронежа, они, можно сказать, близки к идеальным, в часы пик интервал не превышал 7 минут. На остальных же трех: 4, 7, 8 интервалы куда более скучные, до 15 минут в пиковое время… Из всей этой троицы самым призрачным маршрутом считается 4-й, личный рекорд ожидания — 30 минут.

Ленинский Проспект. На заднем плане, отчасти сохранившаяся, некогда одна из крупнейших трамвайных развязок.

Ленинский проспект

Подвижной состав представлен в основном новыми Тролзами (ЗиУ-682Г-016.02), привычными для ташкентцев «ЗИУшками» (ЗиУ-682В), которых, стало в разы меньше и единственным «Мегаполисом» (ТролЗа-5265.00) который в мою «воронежскую бытность» обитал в основном на Левом берегу, хотя и считался самой непостоянной единицей, «прыгающей» с маршрута на маршрут.

Борьба за выживание…

Примечательным фактом является то, что до сих пор, несмотря на сокращение маршрутов, практически весь город опутан контактной троллейбусной сетью и при желании, можно было сформировать куда более разнообразную маршрутную сетку, однако, судя по всему, заинтересованности в этом у городских властей нет, а жаль… Подвижной состав воронежского троллейбуса не особо велик, но тем не менее, из того что осталось, можно было сделать куда более интересные и вместе с тем прибыльные маршруты.

Троллейбусы 4-го и 8-го маршрутов, следуя в центр, полностью дублируют друг друга.

Чернавский мост

О том, чего уже нет…

То бишь о легендарном Воронежском трамвае, напоминание о котором до сих пор лежит в земле на некоторых улицах города и является этаким историческим объектом, который представляет огромный интерес только для залетного любителя трамвайных артефактов.

Там на неведомых дорожках, следы невиданных зверей.

Улица Беговая

Вообще, в этот раз получилось так, что я уделил этому «ушедшему в историю города» виду транспорта, больше всего внимания, пройдя пешком, практически, по всем когда-либо существовавшим линиям. Было отснято громадное количество материала, а вот рассказывать особо не о чем. Да и что тут рассказывать? Теперь остается только представлять и фантазировать относительно того, какой красивейшей и колоритной была трамвайная сеть данного города. Сколько здесь было удивительных и неповторимых линий и маршрутов, которые следуя с одного конца города в другой, могли в любой момент покинуть суету больших магистралей свернув на уютную и тихую улочку частного сектора, а затем вообще скрыться в лесной чаще, «убежав» далеко от шумного города. Красивая история… увы, с печальным концом.

Улица Донская

Никому теперь не нужный второй ярус того самого эпического Северного моста.

Северный мост

Некогда крупнейшая трамвайная развязка на Ленинском Проспекте.

Трамвайная развязка на Ленинском проспекте

Осенние этюды на Южно-Моравской улице

Улица Южно-Моравская

Улица Краснознаменная. Когда-то одна из самых красивых трамвайных улиц.

Улица Краснознаменная

Другая жизнь на старых рельсах.

Другая жизнь…

Что-то вместо эпилога.

По окончании воронежского транспортного сафари, судьба преподнесла мне еще один очень приятный сюрприз — это поездка на большом автобусе марки Неоплан обратно в Москву. Вообще, в этот раз, мне как-то повезло с Неопланами.  Давно мечтал на них поездить и, как говориться, вот вам сполна.  Автобус, конечно, очень комфортабельный и очередная поездка по неописуемо красивыми российским просторам прошла почти мимолетно.

Неоплан. Автовокзал города Елец.

Автовокзал в Ельце

Ну, а далее, все в обратном порядке: «Аэроэкспресс», «Домодедово» и Боинг-767 с доставкой до Ташкента. Отдельным конечным пунктом тут идет наш аэропорт, в котором в этот раз сработало «золотое правило»: сколько ты летишь до Ташкента, столько ты потом проводишь в аэропорту перед выходом в город. Но, как говориться, не хочется о грустном в завершении и поэтому закончу фразой, которую услышал в толпе на привокзальной площади в Москве и которая еще долго заставляла меня улыбаться: «Представляешь, я сейчас в метро в пробку попала!»
Нет… все же, как хорошо что я живу в Ташкенте!

Прощание с Москвой! Аэропорт «Домодедово»

Аэропорт Домодедово

Похожее ...

1 Комментарий

  1. bsd:

    Жаль варварски уничтоженный трамвай. Воронеж после этого — «город-позор».
    Жёсткая публикация об этом: http://infojd.ru/24/voronejtm.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *